Личностные особенности детей 10-12 лет, имеющих нарушения поведения
Аннотация
Ключевые слова работы: личностные особенности, нарушения поведения.
Цель работы: выявление личностных особенностей детей 10-12 лет, имеющих
нарушения поведения.
Объект исследования: нарушения поведения у детей 10-12 лет.
Предмет исследования: личностные особенности детей 10-12 лет с нарушениями
поведения.
Гипотеза исследования: существуют различия в личностных качествах детей с
нарушениями поведения и без этих нарушений:
- ценностные ориентации;
- моральные установки;
- мотивация учения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования
определены следующие задачи:
1. Описать возрастные особенности детей 10-12 лет;
2. Рассмотреть подходы к определению понятия «нарушение поведения» и
«личностные особенности»;
3. Подобрать диагностический материал, направленный на изучение
личностных особенностей детей;
4. Изучить личностные особенности детей 10-12 лет, имеющих нарушения
поведения; проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы
исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с
различными аспектами рассматриваемой проблемы; психодиагностические методики
изучения личности.
Экспериментальная база. В исследовании принимали участие 197 учащихся МАОУ
гимназии №116 в возрасте 10-12 лет. Это учащиеся 4-х классов в количестве 106 человек
(2006 г.р.) и учащиеся 5-х классов в количестве 91 человек (2005 г.р.)
Углубленному психологическому изучению подростков предшествовал
подготовительный этап, на котором из 197 учащихся на основе наблюдения и беседы с
педагогами были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
Психологическое обследование учащихся обеих групп проводилось по единой схеме:
а) в октябре 2016 года была проведена диагностика мотивации к учению и
эмоционального отношения к школе, а также социометрические исследования.
б) в апреле-мае 2017 года было проведено исследование ценностных ориентаций и
моральных установок учащихся.
Экспериментальное исследование проводилось в течение 2016-2017 учебного года в
несколько этапов:
- первый этап требовал изучения научной литературы по проблеме
исследования; определения целей и задач исследования; выбора объекта и
предмета;
- второй этап был связан с выбором методов и подбором методик научного
исследования; на этом этапе было проведено психологическое изучение детей - участников
исследования;
- третий этап (аналитический) был связан с анализом полученных результатов, на
основе эмпирического исследования.
Цель работы: выявление личностных особенностей детей 10-12 лет, имеющих
нарушения поведения.
Объект исследования: нарушения поведения у детей 10-12 лет.
Предмет исследования: личностные особенности детей 10-12 лет с нарушениями
поведения.
Гипотеза исследования: существуют различия в личностных качествах детей с
нарушениями поведения и без этих нарушений:
- ценностные ориентации;
- моральные установки;
- мотивация учения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования
определены следующие задачи:
1. Описать возрастные особенности детей 10-12 лет;
2. Рассмотреть подходы к определению понятия «нарушение поведения» и
«личностные особенности»;
3. Подобрать диагностический материал, направленный на изучение
личностных особенностей детей;
4. Изучить личностные особенности детей 10-12 лет, имеющих нарушения
поведения; проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы
исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с
различными аспектами рассматриваемой проблемы; психодиагностические методики
изучения личности.
Экспериментальная база. В исследовании принимали участие 197 учащихся МАОУ
гимназии №116 в возрасте 10-12 лет. Это учащиеся 4-х классов в количестве 106 человек
(2006 г.р.) и учащиеся 5-х классов в количестве 91 человек (2005 г.р.)
Углубленному психологическому изучению подростков предшествовал
подготовительный этап, на котором из 197 учащихся на основе наблюдения и беседы с
педагогами были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
Психологическое обследование учащихся обеих групп проводилось по единой схеме:
а) в октябре 2016 года была проведена диагностика мотивации к учению и
эмоционального отношения к школе, а также социометрические исследования.
б) в апреле-мае 2017 года было проведено исследование ценностных ориентаций и
моральных установок учащихся.
Экспериментальное исследование проводилось в течение 2016-2017 учебного года в
несколько этапов:
- первый этап требовал изучения научной литературы по проблеме
исследования; определения целей и задач исследования; выбора объекта и
предмета;
- второй этап был связан с выбором методов и подбором методик научного
исследования; на этом этапе было проведено психологическое изучение детей - участников
исследования;
- третий этап (аналитический) был связан с анализом полученных результатов, на
основе эмпирического исследования.