Исследование жизнестойкости личности в подростковом возрасте
Аннотация
Данная работа посвящена теме «Исследование жизнестойкости личности в подростковом возрасте», ее актуальность заключается в том, что подростковый возраст является одним из основных периодов формирования жизнестойкости, а подавляющее большинство исследований жизнестойкости, ее связей с различными личностными переменными, ее влияния на выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях проводилось на выборках взрослых людей.
В теоритической части представлен обзор литераторы по проблеме жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии, психологической характеристике подросткового возраста и психологическому исследованию жизнестойкости в подростковом возрасте.
В эмпирической части использованы следующие психодиагностические инструменты: Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьева), Личностный опросник Айзенка (EPI), Методика Дембо-Рубинштейн, Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), 10-и бальная шкала измерения субъективного ощущения счастья, 10-и бальная шкала измерения оценки личных достижений.
Методы математической обработки применены корректно.
Получены следующие выводы:
Корреляционный анализ показателей полученных по методике Тест жизнестойкости с показателями экстраверсии, нейротизма, самооценки, субъективного ощущения счастья и оценке личных достижений выявил положительные корреляции жизнестойкости с показателями экстраверсии, самооценки и субъективного ощущения счастья, а также отрицательную корреляцию с показателями нейротизма. Взаимосвязь с оценкой личных достижений выявлена не была.
Результаты корреляционного и сравнительного анализов частично подтверждают гипотезу о связи между жизнестойкостью подростков и такими личностными характеристиками как нейротизм, экстраверсия, самооценка, субъективное ощущение счастья. Связь жизнестойкости с оценкой уровня личных достижений требует дополнительной проверки.
Сравнение предпочитаемых стратегий подростками с высоким и низким уровнями жизнестойкости, показало, что подростки с высоким уровнем жизнестойкости предпочитают стратегии преодоления трудностей, а подростки с низким уровнем жизнестойкости склонны использовать стратегии их избегания.
В теоритической части представлен обзор литераторы по проблеме жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии, психологической характеристике подросткового возраста и психологическому исследованию жизнестойкости в подростковом возрасте.
В эмпирической части использованы следующие психодиагностические инструменты: Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьева), Личностный опросник Айзенка (EPI), Методика Дембо-Рубинштейн, Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), 10-и бальная шкала измерения субъективного ощущения счастья, 10-и бальная шкала измерения оценки личных достижений.
Методы математической обработки применены корректно.
Получены следующие выводы:
Корреляционный анализ показателей полученных по методике Тест жизнестойкости с показателями экстраверсии, нейротизма, самооценки, субъективного ощущения счастья и оценке личных достижений выявил положительные корреляции жизнестойкости с показателями экстраверсии, самооценки и субъективного ощущения счастья, а также отрицательную корреляцию с показателями нейротизма. Взаимосвязь с оценкой личных достижений выявлена не была.
Результаты корреляционного и сравнительного анализов частично подтверждают гипотезу о связи между жизнестойкостью подростков и такими личностными характеристиками как нейротизм, экстраверсия, самооценка, субъективное ощущение счастья. Связь жизнестойкости с оценкой уровня личных достижений требует дополнительной проверки.
Сравнение предпочитаемых стратегий подростками с высоким и низким уровнями жизнестойкости, показало, что подростки с высоким уровнем жизнестойкости предпочитают стратегии преодоления трудностей, а подростки с низким уровнем жизнестойкости склонны использовать стратегии их избегания.