Влияние профиля сенсомоторной ассиметрии на внимание и память у школьников

Лавренников Дмитрий Валерьевич

Аннотация


Данная дипломная работа посвящена теме влияния профиля сенсомоторной асимметрии на внимание и память у школьников.
Объект исследования – показатели функциональной асимметрии и особенности когнитивных процессов младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь межполушарной асимметрии с вниманием и памятью школьников.
В рамках исследования поставлена цель изучить влияние профиля латеральной организации мозга на особенности внимания и памяти младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные разработки отечественных и зарубежных психологов, посвященные проблеме профиля сенсомоторной асимметрии и ее влиянию на когнитивные процессы (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова и др.).
Установленные особенности профилей латеральной организации мозга могут использоваться школьными психологами при планировании психокоррекционной работы с учащимися.
По результатам теоретического и эмпирического исследования влияния индивидуальных особенностей функциональной асимметрии на познавательные процессы (внимание и память) у младших школьников можно сделать следующие выводы.
Коэффициенты латерализации моторной и сенсорной асимметрий, а также составляющие их пробы, достоверно коррелируют с такими когнитивными характеристиками учащихся как память и внимание, а также с уровнем их успеваемости.
Среди учащихся с леволатеральными признаками моторной и сенсорной функциональных асимметрий наблюдается тенденции к взаимосвязи со слухоречевой и зрительной памятью.
Среди учащихся с праволатеральными признаками моторной и сенсорной функциональных асимметрий наблюдается тенденция к взаимосвязи с моторной памятью.
Выявлено соотношение связи природообусловленной функциональной асимметрии с особенностями когнитивной сферы.
На основании проведенного исследования сформированы рекомендации по проведению работы по выявлению особенностей функциональной асимметрии младших школьников, которая должна учитываться педагогами в ходе учебного процесса. Основные положения о индивидуальных особенностях детей в зависимости от профиля латеральной организации должны доноситься до учителей и родителей школьным психологом.