Индивидуально-психологические особенности потенциальных жертв буллинга в школе
Аннотация
Тема: Индивидуально-психологические особенности личности потенциальных жертв буллинга в школе
Актуальность. Для подросткового периода конфликты являются необъемлемой частью. Они происходят как с родителями, так и с другими окружающими людьми: друзьями, одноклассниками, педагогами. Но в школьной среде бывает так, что простой конфликт выходит за рамки, и впоследствии перерастает в буллинг. Травля (буллинг) над детьми редко имеет единичный случай, часто это повторяющаяся ситуация. На сегодняшний день буллинг – одна из наиболее актуальных и распространенных проблем в школах и других детских коллективах, которая порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к распространению агрессивного поведения и насилия в группе, снижению успеваемости, повышению риска тревожного и депрессивного расстройств. К сожалению, как в России, так и во всем мире, травля продолжает оставаться частью школьной жизни, поэтому необходимо знать об этом явлении как можно больше, уметь предотвращать и знать, как правильно реагировать в случае возникновения буллинга. Благодаря профилактике этого явления получиться сократить количество буллинга среди подростков, а также пресечь только зарождающийся.
Сложностью исследования данной проблемы является отсутствие единой теоретической базы: нет четкого понятия, что такое «буллинг», кто такой «агрессор», а кто «жертва» и т. д. Каждый подход предлагает свой собственный взгляд и трактовку данного явления. Также, имеется мало наработок и исследований, которые объясняют данный феномен. С практической точки зрения буллинг сложно отделить от простого конфликта, поэтому затрудняет диагностику данного явления. Также, буллинг может возникнуть в любом возрастном периоде, этот феномен присущ не только подростковому возрасту. Кроме того, бывает сложно отследить буллинг со стороны, так как часто возникает в закрытых группах, где нет влияния педагога или другого взрос-лого.
Цель исследования: изучить индивидуально-психологические особенности личности потенциальных жертв буллинга в образовательной среде.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования, посвященных проблеме буллинга в образовательной среде;
2. Выделить потенциальных «жертв»;
3. Изучить психологические характеристики подростков на примере исследования групповой оценки личности;
4. Выявить уровень тревожности у подростков;
5. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Объект исследования: подростковый буллинг.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности (характеристики) личности участников процесса буллинга.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными характеристиками индивида и его статусом в группе, что в дальнейшем может являться фактором возникновения буллинга.
Теоретико-методологической основой исследования является анализ основных понятий «буллинга» (Д. Ольвеус, Д. Лэйн, И. С. Кон, Ю. Л. Мака-рова, М. Г. Нечаева, В. Г. Петросянц и др.), факторы возникновения буллинга (И. А. Александрова, Т. О. Арчакова, И. А. Баева, Ю. Л. Макарова и др.), профилактика буллинга (О. Л. Глазман, И. С. Кон и др.).
Методология и методики исследования:
1. Анализ литературы;
2. Социометрия (Дж. Морено);
3. Опросник на выявление «Буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина);
4. Групповая оценка личности;
5. Исследование уровня тревожности (Ч. Д. Спилбергер; в адаптации Ю. Л. Ханина);
6. Статистический метод обработки эмпирических данных (корреляционный анализ Спирмена).
Основные этапы исследования:
На первом этапе разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.
На втором этапе осуществлялась работа по исследованию индивидуально-психологических особенностей личности подростков.
На третьем этапе проводился анализ полученных данных с применением статистических методов обработки результатов.
Практическая значимость: выявленные индивидуально-психологические особенности личности подростков, потенциальных жертв буллинга, дают ясную и структурную характеристику участникам процесса буллинга («жертвам» и «обидчикам»), что создаёт возможности для разработки соответствующих рекомендаций и программ по профилактике и коррекции буллинга. Полученные данные и разработанные рекомендации могут оказаться полезными для психологов, педагогов, и могут использованы для снижения рисков подросткового буллинга в школе.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В работе имеются рисунки (7 шт.) и таблицы (7 шт.), 2 приложения, 54 литературных источников.
В первой граве работы описываются определение буллинга, характеристика участников процесса буллинга и психологические особенности подросткового периода. Во второй главе описываются организация и методы эмпирического исследования, результаты исследования, анализ и интерпретация.
Актуальность. Для подросткового периода конфликты являются необъемлемой частью. Они происходят как с родителями, так и с другими окружающими людьми: друзьями, одноклассниками, педагогами. Но в школьной среде бывает так, что простой конфликт выходит за рамки, и впоследствии перерастает в буллинг. Травля (буллинг) над детьми редко имеет единичный случай, часто это повторяющаяся ситуация. На сегодняшний день буллинг – одна из наиболее актуальных и распространенных проблем в школах и других детских коллективах, которая порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к распространению агрессивного поведения и насилия в группе, снижению успеваемости, повышению риска тревожного и депрессивного расстройств. К сожалению, как в России, так и во всем мире, травля продолжает оставаться частью школьной жизни, поэтому необходимо знать об этом явлении как можно больше, уметь предотвращать и знать, как правильно реагировать в случае возникновения буллинга. Благодаря профилактике этого явления получиться сократить количество буллинга среди подростков, а также пресечь только зарождающийся.
Сложностью исследования данной проблемы является отсутствие единой теоретической базы: нет четкого понятия, что такое «буллинг», кто такой «агрессор», а кто «жертва» и т. д. Каждый подход предлагает свой собственный взгляд и трактовку данного явления. Также, имеется мало наработок и исследований, которые объясняют данный феномен. С практической точки зрения буллинг сложно отделить от простого конфликта, поэтому затрудняет диагностику данного явления. Также, буллинг может возникнуть в любом возрастном периоде, этот феномен присущ не только подростковому возрасту. Кроме того, бывает сложно отследить буллинг со стороны, так как часто возникает в закрытых группах, где нет влияния педагога или другого взрос-лого.
Цель исследования: изучить индивидуально-психологические особенности личности потенциальных жертв буллинга в образовательной среде.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования, посвященных проблеме буллинга в образовательной среде;
2. Выделить потенциальных «жертв»;
3. Изучить психологические характеристики подростков на примере исследования групповой оценки личности;
4. Выявить уровень тревожности у подростков;
5. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Объект исследования: подростковый буллинг.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности (характеристики) личности участников процесса буллинга.
Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными характеристиками индивида и его статусом в группе, что в дальнейшем может являться фактором возникновения буллинга.
Теоретико-методологической основой исследования является анализ основных понятий «буллинга» (Д. Ольвеус, Д. Лэйн, И. С. Кон, Ю. Л. Мака-рова, М. Г. Нечаева, В. Г. Петросянц и др.), факторы возникновения буллинга (И. А. Александрова, Т. О. Арчакова, И. А. Баева, Ю. Л. Макарова и др.), профилактика буллинга (О. Л. Глазман, И. С. Кон и др.).
Методология и методики исследования:
1. Анализ литературы;
2. Социометрия (Дж. Морено);
3. Опросник на выявление «Буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина);
4. Групповая оценка личности;
5. Исследование уровня тревожности (Ч. Д. Спилбергер; в адаптации Ю. Л. Ханина);
6. Статистический метод обработки эмпирических данных (корреляционный анализ Спирмена).
Основные этапы исследования:
На первом этапе разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.
На втором этапе осуществлялась работа по исследованию индивидуально-психологических особенностей личности подростков.
На третьем этапе проводился анализ полученных данных с применением статистических методов обработки результатов.
Практическая значимость: выявленные индивидуально-психологические особенности личности подростков, потенциальных жертв буллинга, дают ясную и структурную характеристику участникам процесса буллинга («жертвам» и «обидчикам»), что создаёт возможности для разработки соответствующих рекомендаций и программ по профилактике и коррекции буллинга. Полученные данные и разработанные рекомендации могут оказаться полезными для психологов, педагогов, и могут использованы для снижения рисков подросткового буллинга в школе.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В работе имеются рисунки (7 шт.) и таблицы (7 шт.), 2 приложения, 54 литературных источников.
В первой граве работы описываются определение буллинга, характеристика участников процесса буллинга и психологические особенности подросткового периода. Во второй главе описываются организация и методы эмпирического исследования, результаты исследования, анализ и интерпретация.