Исследование психологического одиночества и тревожности у студентов
Аннотация
Человеческое одиночество - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами. С давних времен одиночество принято относить к негативным психическим состояниям. Так, например, Аристотель и Платон считали одиночество болезнью, единственным спасением от которой были дружба и любовь. Переживание одиночества часто создает устойчивый негативный эмоциональный фон, резко снижает шансы на самоактуализацию, уровень субъективного благополучия, а иногда может привести к депрессии и психосоматическим последствиям. Это делает одиночество предметом многих психологических исследований.
В настоящее время все большее значение приобретают исследования одиночества среди студенческой молодежи. Важнейшими факторами, влияющими на возникновение одиночества у студентов, являются преобладание мультимедийных форм общения среди молодежи, повышение ценности такого качества, как индивидуализм, а также проблема адаптации к новым условиям и новым социальным ролям (особенно на стадии формирования студенческого коллектива). Эта тенденция приводит к уменьшению количества личных и эмоциональных коммуникаций и ослаблению социальных, дружеских и семейных уз, что, в свою очередь, приводит к изоляции, отчуждению и одиночеству.
Традиционно проблема одиночества в течение длительного времени привлекала внимание таких философов, как: А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, А. Шопенгауэр и т.д. В психологической, социологической и педагогической науке проблема одиночества рассматривалась В.Г. Асеевым, А.А. Бодалевым, Р. Вейсом, Н.И. Гуткиной, Т.Б. Джонсоном, Я.Л. Коломинским, И.С. Коном, А. Маслоу, М. Мицели, Д. Раадшелдерсом, К. Роджерсом, Н.А. Рождественской, Ф. Фроммом-Рейхманом, К. Хорни, Э. Эриксоном, К.Г. Юнгом и др.
При этом, несмотря на то, что феномен одиночества изучается в психологической науке довольно долгое время, на данный момент не существует единого понимания механизмов, порождающих состояние одиночества. Таким образом, на современном этапе наибольшее значение приобретает изучение связи этого явления с теми психологическими феноменами, которые могут стать катализатором для формирования у молодежи субъективного ощущения одиночества. Одним из таких феноменов выступает повышенная личностная тревожность.
Согласно данным, представленным в исследованиях А.М. Прихожан, Ч. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, К. Хорни и др., можно предположить наличие прямой связи между уровнем тревожности и риском возникновения субъективного ощущения одиночества. В первую очередь это связано с качеством межличностного взаимодействия. Так, наличие у человека повышенной тревожности зачастую определяет его трудности в формировании устойчивых отношений с людьми, что впоследствии приводит к возникновению чувства одиночества.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости более детального изучения взаимосвязи феноменов тревожности и психологического одиночества у студентов, а также недостаточности и противоречивости имеющегося эмпирического материала по данному вопросу.
В настоящее время все большее значение приобретают исследования одиночества среди студенческой молодежи. Важнейшими факторами, влияющими на возникновение одиночества у студентов, являются преобладание мультимедийных форм общения среди молодежи, повышение ценности такого качества, как индивидуализм, а также проблема адаптации к новым условиям и новым социальным ролям (особенно на стадии формирования студенческого коллектива). Эта тенденция приводит к уменьшению количества личных и эмоциональных коммуникаций и ослаблению социальных, дружеских и семейных уз, что, в свою очередь, приводит к изоляции, отчуждению и одиночеству.
Традиционно проблема одиночества в течение длительного времени привлекала внимание таких философов, как: А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, А. Шопенгауэр и т.д. В психологической, социологической и педагогической науке проблема одиночества рассматривалась В.Г. Асеевым, А.А. Бодалевым, Р. Вейсом, Н.И. Гуткиной, Т.Б. Джонсоном, Я.Л. Коломинским, И.С. Коном, А. Маслоу, М. Мицели, Д. Раадшелдерсом, К. Роджерсом, Н.А. Рождественской, Ф. Фроммом-Рейхманом, К. Хорни, Э. Эриксоном, К.Г. Юнгом и др.
При этом, несмотря на то, что феномен одиночества изучается в психологической науке довольно долгое время, на данный момент не существует единого понимания механизмов, порождающих состояние одиночества. Таким образом, на современном этапе наибольшее значение приобретает изучение связи этого явления с теми психологическими феноменами, которые могут стать катализатором для формирования у молодежи субъективного ощущения одиночества. Одним из таких феноменов выступает повышенная личностная тревожность.
Согласно данным, представленным в исследованиях А.М. Прихожан, Ч. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, К. Хорни и др., можно предположить наличие прямой связи между уровнем тревожности и риском возникновения субъективного ощущения одиночества. В первую очередь это связано с качеством межличностного взаимодействия. Так, наличие у человека повышенной тревожности зачастую определяет его трудности в формировании устойчивых отношений с людьми, что впоследствии приводит к возникновению чувства одиночества.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости более детального изучения взаимосвязи феноменов тревожности и психологического одиночества у студентов, а также недостаточности и противоречивости имеющегося эмпирического материала по данному вопросу.