Взаимосвязь развития пространственных представлений и уровня навыков общения у детей 6-9 лет

Зайнулова Дина Авхатовна

Аннотация


Тема: Взаимосвязь развития пространственных представлений и уровня навыков общения у детей 6-9 лет. Объем диплома составляет 93 страницы, содержит 3 рисунка, 12 таблиц. При написании использовались 62 источника. Объект исследования - пространственные представлений детей в   возрасте 6-9 лет, предмет исследования - взаимосвязь развития навыков общения и пространственных представлений детей возраста 6-9 лет. В дипломную работу входят введение, три главы, заключение и приложения. Описана апробированная программа развития пространственных представлений у детей 6-9 лет.
Решение проблемы несформированности пространственных представлений - задача, которая стоит перед современной психологией и педагогикой. Это продиктовано необходимостью создания условий для полноценного формирования мозга и психики в условиях резкой смены уклада жизни людей и массовой замены нормативной развивающей среды на цифровую квазивселенную.
Понимание, усвоение основных закономерностей сосуществования объективного мира вокруг индивида является естественной необходимостью развивающегося человека. Именно на этом эмпирическом знании в дальнейшем базируются социально-культурные представления о мире в целом, практиках и способах взаимодействия людей между собой.
Подрастающее поколение с неразвитыми представлениями об объективных пространственных характеристиках предметов, явлений и их взаимодействий утрачивает исходные схемы построения обыденного бытия, как условия связанности, непрерывности и организованности социального процесса. В этой ситуации значительную помощь может оказать активное формирование недостаточных навыков. Вслед за нормализацией восприятия и ориентации в пространстве может быть улучшено взаимодействие ребенка не только с предметной средой, но и в сфере межличностного общения.
Исследование возможных изменений качества общения детей, чей уровень пространственных представлений подвергся коррекции с помощью специально разработанной программы, является новшеством в отечественной психологии.
В результате исследования выявлено, что недостаточная сформированность пространственных представлений в онтогенезе детей 6-9 лет сопровождается рядом затруднений в общении, вызванных неразвитостью коммуникативных качеств и даже может являться их причиной.
Развитие пространственных представлений у детей 6-9 лет влечет за собой снижение ощущения дефицита общения у ребенка и возрастание понимания и принятия социальных обязательств. Целенаправленное развитие пространственных представлений, инициированное взрослым, значительно улучшает как способность ориентироваться в окружающей среде, так и ряд навыков общения, а именно: наблюдение и понимание чувств партнера по общению, способность аргументировать и высказать свое мнение, эмоциональный отклик на действия партнера. Вместо нарушения общения, отказа от контакта, дети могут продолжить контакт и воздействовать на партнера в рамках социальных норм.