Особенности отношения к родительству у современной молодежи
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что согласно
официальным отчетам уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
П.А. Астахова, численность детей, оставшихся без попечения родителей, в
России остается весьма высокой, продолжает расти число преступлений,
совершенных в отношении детей [45]. Традиционные нормы родительства
постепенно перестают применяться, что повышает вероятность того, что и
детство в его традиционном понимании может исчезнуть [45]. Под
традиционной семьей в данном случае понимается такая семья, которая состоит
из гетеросексуальной супружеской пары с биологически родными детьми [51].
Также, согласно результатам более ранних исследований, было установлено, что
институт родительства утрачивает традиционный характер, большая доля
родительских функций передается общественным институтам [30].
В связи с данными процессами представляется необходимым изучить
особенности отношения к родительству современной молодежи, ведь изучение
представлений о родительстве, которые сформировались до столкновения с ним
на личном опыте, во многом влияют на восприятие и переживание в реальной
ситуации [17].
Таким образом, нам представляется необходимым осуществить
исследование особенностей отношения к родительству у современной
молодежи.
Разработанность темы. Теоретический анализ и результаты исследований
родительства представлены в работах таких исследователей, как А. Адлер, Э.
Бадинтер, Т. Гордона, Р. Кэмбелл, К. Роджерс, В. Сатир; Г.С. Абрамова, Э.Р.
Алексеева, Н.В. Богачева, Л.А. Грицай, Е.И. Захарова, М.О. Ермихина, О.А.
Карабанова, Р.Г. Овчарова, Р.В. Филиппова и др.
Цель исследования – исследование особенностей отношения к
родительству у современной молодежи.
Задачи исследования:
4
1. Исследование феномена родительства в психологической
литературе;
2. Рассмотреть психологические особенности юношеского
возраста;
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
представлений родительстве у современной молодежи;
4. Проанализировать результаты и описать полученные эмпирические
данные;
5. Провести сравнительный анализ выраженности показателей
отношения к родительству у юношей и девушек.
Объект исследования – отношение к родительству.
Предмет исследования – особенности отношения к родительству у
юношей и девушек.
Гипотеза исследования – наблюдаются существенные различия в
отношении к родительству у юношей и девушек.
В исследовании приняли участие 60 студентов, разделенных на две
группы по половому признаку:
1 группа – 30 юношей в возрасте от 18 до 22 лет;
2 группа - 30 девушек в возрасте от 18 до 22 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова,
Ю.А. Дегтярева).
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл,в адаптации А.А. Карелина).
Методы статистической обработки для проведения сравнительного
анализа отношения к родительству в группе юношей и в группе девушек
использовался критерий Манна-Уитни.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Системный подход к определению родительства, предложенный
Р.В. Овчаровой.
5
2. Определение ответственного родительства, предложенное Ю.В. Смык.
Практическая значимость: полученные в работы данные могут быть
использованы для составления программы по работе с молодежью,
направленной на формирование ответственного отношения к родительству.
Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы и
приложений.
официальным отчетам уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
П.А. Астахова, численность детей, оставшихся без попечения родителей, в
России остается весьма высокой, продолжает расти число преступлений,
совершенных в отношении детей [45]. Традиционные нормы родительства
постепенно перестают применяться, что повышает вероятность того, что и
детство в его традиционном понимании может исчезнуть [45]. Под
традиционной семьей в данном случае понимается такая семья, которая состоит
из гетеросексуальной супружеской пары с биологически родными детьми [51].
Также, согласно результатам более ранних исследований, было установлено, что
институт родительства утрачивает традиционный характер, большая доля
родительских функций передается общественным институтам [30].
В связи с данными процессами представляется необходимым изучить
особенности отношения к родительству современной молодежи, ведь изучение
представлений о родительстве, которые сформировались до столкновения с ним
на личном опыте, во многом влияют на восприятие и переживание в реальной
ситуации [17].
Таким образом, нам представляется необходимым осуществить
исследование особенностей отношения к родительству у современной
молодежи.
Разработанность темы. Теоретический анализ и результаты исследований
родительства представлены в работах таких исследователей, как А. Адлер, Э.
Бадинтер, Т. Гордона, Р. Кэмбелл, К. Роджерс, В. Сатир; Г.С. Абрамова, Э.Р.
Алексеева, Н.В. Богачева, Л.А. Грицай, Е.И. Захарова, М.О. Ермихина, О.А.
Карабанова, Р.Г. Овчарова, Р.В. Филиппова и др.
Цель исследования – исследование особенностей отношения к
родительству у современной молодежи.
Задачи исследования:
4
1. Исследование феномена родительства в психологической
литературе;
2. Рассмотреть психологические особенности юношеского
возраста;
3. Провести эмпирическое исследование особенностей
представлений родительстве у современной молодежи;
4. Проанализировать результаты и описать полученные эмпирические
данные;
5. Провести сравнительный анализ выраженности показателей
отношения к родительству у юношей и девушек.
Объект исследования – отношение к родительству.
Предмет исследования – особенности отношения к родительству у
юношей и девушек.
Гипотеза исследования – наблюдаются существенные различия в
отношении к родительству у юношей и девушек.
В исследовании приняли участие 60 студентов, разделенных на две
группы по половому признаку:
1 группа – 30 юношей в возрасте от 18 до 22 лет;
2 группа - 30 девушек в возрасте от 18 до 22 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова,
Ю.А. Дегтярева).
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл,в адаптации А.А. Карелина).
Методы статистической обработки для проведения сравнительного
анализа отношения к родительству в группе юношей и в группе девушек
использовался критерий Манна-Уитни.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Системный подход к определению родительства, предложенный
Р.В. Овчаровой.
5
2. Определение ответственного родительства, предложенное Ю.В. Смык.
Практическая значимость: полученные в работы данные могут быть
использованы для составления программы по работе с молодежью,
направленной на формирование ответственного отношения к родительству.
Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы и
приложений.