Исследование связи параметров родительско-детских отношений и эмоционального благополучия первоклассников в условиях изоляции
Аннотация
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема связи
отношений между родителями и детьми и эмоционального благополучия в
условиях изоляции в настоящее время мало изучена в психологии.
По мнению А.Я Варга, В.В. Столина, родительские отношения- это
система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание
характера и личности ребенка, его поступков.
В условиях изоляции ученику для обучения необходима самодисциплина,
и ее результат напрямую зависит от самостоятельности и осведомленности
первоклассника.
На фоне быстрого распространения пандемии кoрoнавирусa во всем
большем количестве стран мира население в целом испытывает беспокойство,
беспокойство и стресс, что является совершенно естественной и нормальной
реакцией на постоянно возникающие проблемы в связи с меняющейся и
непредсказуемой ситуацией, в которой мы все находимся. Как мы знаем,
многие дети не любят ходить в школу, особенно младшие ученики. Причины
могут быть разными: от обычной усталости или скуки до межличностных
конфликтов со сверстниками.
Изоляция во время дистанционного обучения может повлиять на
отношения между рoдителями и детьми как с положительной стороны,
например, повлиять на отношения мeжду родителями и детьми, так и на
негативные отношения. Негативные стороны дистанционного обучения могут
спровоцировать недопонимание между родителем и ребенком, повлиять на
эмоциональное благополучие первоклассника и развить споры в доме. Таким
образом, выбор темы исследования вызван ее социальной значимостью и,
вместе с тем, недостаточной изученностью.
4
Объект исследования: эмоциональное благополучие первоклассников
Предмет исследования: взаимосвязь параметров эмоционального
благополучия и настроения первоклассников и их отношений с родителями в
условиях изоляции и дистанционного обучения
Цель исследования: выявить связи между родительско-детскими
отношениями и характеристиками эмоционального благополучия и настроения
первоклассников в условиях изоляции
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности психического развития
первоклассников и особенности эмоционального благополучия.
2. Теоретически обосновать определяющую роль семьи в
становлении эмоционального благополучия младших школьников.
3. Определить динамику параметров родительско-детских
отношений в связи с изменением семейного и школьного взаимодействия в
условиях изоляции.
4. Выявить корреляционные связи между особенностями
родительско-детских отношений и характеристиками эмоционального
благополучия первоклассников.
Гипотезы исследования:
1. Существует прямая связь между особенностями
эмоционального благополучия первоклассников и динамикой параметров
родительско-детских отношений в условиях изоляции.
В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические
методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, ко вторым – психодиагностические
инструменты, куда вошли:
● Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.
Методика ОРО.
5
● Для диагностики компонентов эмоционального благополучия
младших школьников проводились методики «Незаконченные предложения»
Сакса-Леви и Методика «Календарь настроения.
отношений между родителями и детьми и эмоционального благополучия в
условиях изоляции в настоящее время мало изучена в психологии.
По мнению А.Я Варга, В.В. Столина, родительские отношения- это
система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание
характера и личности ребенка, его поступков.
В условиях изоляции ученику для обучения необходима самодисциплина,
и ее результат напрямую зависит от самостоятельности и осведомленности
первоклассника.
На фоне быстрого распространения пандемии кoрoнавирусa во всем
большем количестве стран мира население в целом испытывает беспокойство,
беспокойство и стресс, что является совершенно естественной и нормальной
реакцией на постоянно возникающие проблемы в связи с меняющейся и
непредсказуемой ситуацией, в которой мы все находимся. Как мы знаем,
многие дети не любят ходить в школу, особенно младшие ученики. Причины
могут быть разными: от обычной усталости или скуки до межличностных
конфликтов со сверстниками.
Изоляция во время дистанционного обучения может повлиять на
отношения между рoдителями и детьми как с положительной стороны,
например, повлиять на отношения мeжду родителями и детьми, так и на
негативные отношения. Негативные стороны дистанционного обучения могут
спровоцировать недопонимание между родителем и ребенком, повлиять на
эмоциональное благополучие первоклассника и развить споры в доме. Таким
образом, выбор темы исследования вызван ее социальной значимостью и,
вместе с тем, недостаточной изученностью.
4
Объект исследования: эмоциональное благополучие первоклассников
Предмет исследования: взаимосвязь параметров эмоционального
благополучия и настроения первоклассников и их отношений с родителями в
условиях изоляции и дистанционного обучения
Цель исследования: выявить связи между родительско-детскими
отношениями и характеристиками эмоционального благополучия и настроения
первоклассников в условиях изоляции
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности психического развития
первоклассников и особенности эмоционального благополучия.
2. Теоретически обосновать определяющую роль семьи в
становлении эмоционального благополучия младших школьников.
3. Определить динамику параметров родительско-детских
отношений в связи с изменением семейного и школьного взаимодействия в
условиях изоляции.
4. Выявить корреляционные связи между особенностями
родительско-детских отношений и характеристиками эмоционального
благополучия первоклассников.
Гипотезы исследования:
1. Существует прямая связь между особенностями
эмоционального благополучия первоклассников и динамикой параметров
родительско-детских отношений в условиях изоляции.
В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические
методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, ко вторым – психодиагностические
инструменты, куда вошли:
● Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.
Методика ОРО.
5
● Для диагностики компонентов эмоционального благополучия
младших школьников проводились методики «Незаконченные предложения»
Сакса-Леви и Методика «Календарь настроения.