Профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде
Аннотация
Проблема и актуальность. За последние 3 года резко изменилась ситуация развития детства. В связи с тем, что в мире наблюдается напряженная социальная, экономическая, экологическая ситуация, происходит увеличение негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особые переживания вызывают повышенная тревожность, возрастание агрессивности и жестокости, потенциальной конфликтности.
Подростковый возраст в целом считается самым сложным и тяжелым, из всех детских возрастов в период становления личности. Практика показывает, что подростки обладают низкой конфликтной компетентностью, из-за чего ситуации взаимодействия приводят к трудностям в общении, обострению кризисов и деструктивному решению проблем. Конфликты являются частью жизни каждого человека, создают проблемы как индивидуального, так и социального характера и требуют адекватного способа преодоления.
Объект исследования: межличностные конфликты в подростковой среде.
Предмет исследования: реализация программы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
Цель исследования: разработка и апробация программы профилактики подростковых конфликтов на основании теоретических и эмпирических данных.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические подходы к понятиям «конфликт» и «межличностный конфликт» в научно-исследовательской литературе.
2) Составить психологическую характеристику подросткового возраста.
3) Рассмотреть методы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
4) Разработать программу профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
5) Апробировать программу профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде возможна благодаря проведению специальной программы, направленной на развитие конфликтных компетенций у подростков и навыка разрешения конфликтных ситуаций.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ Гимназии № 70 города Екатеринбурга. В состав исследуемой группы вошли 23 подростка 8 «Б» класса.
Методы:
1) «Оценка отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов);
2) «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер);
3) «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский);
4) «Поведение в конфликтной ситуации» Томаса-Килманна (К. Томас, Р. Килманн, в адаптации Н.В. Гришиной);
5) Критерий Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подростковый возраст в целом считается самым сложным и тяжелым, из всех детских возрастов в период становления личности. Практика показывает, что подростки обладают низкой конфликтной компетентностью, из-за чего ситуации взаимодействия приводят к трудностям в общении, обострению кризисов и деструктивному решению проблем. Конфликты являются частью жизни каждого человека, создают проблемы как индивидуального, так и социального характера и требуют адекватного способа преодоления.
Объект исследования: межличностные конфликты в подростковой среде.
Предмет исследования: реализация программы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
Цель исследования: разработка и апробация программы профилактики подростковых конфликтов на основании теоретических и эмпирических данных.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические подходы к понятиям «конфликт» и «межличностный конфликт» в научно-исследовательской литературе.
2) Составить психологическую характеристику подросткового возраста.
3) Рассмотреть методы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
4) Разработать программу профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
5) Апробировать программу профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде возможна благодаря проведению специальной программы, направленной на развитие конфликтных компетенций у подростков и навыка разрешения конфликтных ситуаций.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ Гимназии № 70 города Екатеринбурга. В состав исследуемой группы вошли 23 подростка 8 «Б» класса.
Методы:
1) «Оценка отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов);
2) «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер);
3) «Самооценка конфликтности» (В.Ф. Ряховский);
4) «Поведение в конфликтной ситуации» Томаса-Килманна (К. Томас, Р. Килманн, в адаптации Н.В. Гришиной);
5) Критерий Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.