Психологические особенности проявления тревожности у студентов
Аннотация
Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, эмоциональный интеллект, студенты.
Актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством исследований, результаты которых подтверждают, что для большинства студентов характерен высокий уровень тревожности. В связи с этим важным представляется дальнейшее изучение темы тревожности, в том числе и во взаимосвязи с другими психологическими феноменами, среди которых популярным является эмоциональный интеллект. Существующие исследования хоть и подтверждают взаимосвязь данных феноменов, но данные эмпирических исследований расходятся в отношении того, с какими именно компонентами эмоционального интеллекта тревожность имеет устойчивую отрицательную связь: одна группа исследований показывает, что эта связь существует со способностью понимать свои эмоции и управлять ими, результаты других исследований указывают на существование взаимосвязи только со способностью понимать эмоции других людей, влиять на их эмоциональное состояние и c эмпатией, третья группа исследований указывает на взаимосвязь одновременно со всеми этими способностями. Указанное расхождение данных можно считать проблемой данного исследования.
Цель – исследование взаимосвязи проявлений тревожности и особенностей эмоционального интеллекта.
Объект исследования – эмоциональная сфера студентов.
Предмет исследования – проявления тревожности у студентов.
В теоретической части работы проанализированы основные подходы к пониманию феномена тревожности отечественными и зарубежными авторами, представлен обзор исследований, отражающий психологические особенности эмоциональной сферы студентов, проанализированы исследования взаимосвязи тревожности и эмоционального интеллекта, показано расхождение в результатах этих исследований, рассмотрены модели эмоционального интеллекта и история становления данного понятия.
В эмпирической части работы приводится описание выборки, этапов исследования, использованных методов (методы математической статистики) и методик (методика Спилбергера-Ханина для определения уровня личностной и ситуативной тревожности, методики Д.В. Люсина (ЭмИн) и Н. Холла для оценки уровня развития эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов), анализируются и интерпретируются полученные данные.
Основные результаты. Корреляционный анализ показал, что между тревожностью и эмоциональным интеллектом есть значимая отрицательная связь: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже уровень тревожности. Также анализ данных позволил увидеть, что уровень тревожности тем ниже, чем выше развиты способности, связанные не только с пониманием собственных эмоций и управлением ими, но и с пониманием эмоций окружающих людей, умением быть внимательным по отношению к их эмоциональному состоянию и умением воздействовать на эмоции этих людей.
Практическая значимость. Полученные результаты могут послужить основой как для дальнейших исследований, так и для различных практических наработок (упражнения, планы тренинговых занятий и т.д.) психологов при работе с молодыми людьми с высоким уровнем тревожности.
Перспективой изучения данной темы могут быть исследования с большим количеством человек в выборке для получения более достоверных результатов, а также организация формирующего эксперимента, который позволит говорить о влиянии развития эмоционального интеллекта на уровень тревожности.
Актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством исследований, результаты которых подтверждают, что для большинства студентов характерен высокий уровень тревожности. В связи с этим важным представляется дальнейшее изучение темы тревожности, в том числе и во взаимосвязи с другими психологическими феноменами, среди которых популярным является эмоциональный интеллект. Существующие исследования хоть и подтверждают взаимосвязь данных феноменов, но данные эмпирических исследований расходятся в отношении того, с какими именно компонентами эмоционального интеллекта тревожность имеет устойчивую отрицательную связь: одна группа исследований показывает, что эта связь существует со способностью понимать свои эмоции и управлять ими, результаты других исследований указывают на существование взаимосвязи только со способностью понимать эмоции других людей, влиять на их эмоциональное состояние и c эмпатией, третья группа исследований указывает на взаимосвязь одновременно со всеми этими способностями. Указанное расхождение данных можно считать проблемой данного исследования.
Цель – исследование взаимосвязи проявлений тревожности и особенностей эмоционального интеллекта.
Объект исследования – эмоциональная сфера студентов.
Предмет исследования – проявления тревожности у студентов.
В теоретической части работы проанализированы основные подходы к пониманию феномена тревожности отечественными и зарубежными авторами, представлен обзор исследований, отражающий психологические особенности эмоциональной сферы студентов, проанализированы исследования взаимосвязи тревожности и эмоционального интеллекта, показано расхождение в результатах этих исследований, рассмотрены модели эмоционального интеллекта и история становления данного понятия.
В эмпирической части работы приводится описание выборки, этапов исследования, использованных методов (методы математической статистики) и методик (методика Спилбергера-Ханина для определения уровня личностной и ситуативной тревожности, методики Д.В. Люсина (ЭмИн) и Н. Холла для оценки уровня развития эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов), анализируются и интерпретируются полученные данные.
Основные результаты. Корреляционный анализ показал, что между тревожностью и эмоциональным интеллектом есть значимая отрицательная связь: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже уровень тревожности. Также анализ данных позволил увидеть, что уровень тревожности тем ниже, чем выше развиты способности, связанные не только с пониманием собственных эмоций и управлением ими, но и с пониманием эмоций окружающих людей, умением быть внимательным по отношению к их эмоциональному состоянию и умением воздействовать на эмоции этих людей.
Практическая значимость. Полученные результаты могут послужить основой как для дальнейших исследований, так и для различных практических наработок (упражнения, планы тренинговых занятий и т.д.) психологов при работе с молодыми людьми с высоким уровнем тревожности.
Перспективой изучения данной темы могут быть исследования с большим количеством человек в выборке для получения более достоверных результатов, а также организация формирующего эксперимента, который позволит говорить о влиянии развития эмоционального интеллекта на уровень тревожности.