Взаимосвязь эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у людей в период средней взрослости
Аннотация
Субъективное благополучие представляет собой психическое состояние,
которое связано с преобладанием положительных эмоций в различных сферах
(духовной, социальной, психологической и физической), а также
основывающееся на оценочном отношении к себе, своему телу и своей
личности (с возможностями, способностями, целями, способностью наполнять
жизнь смыслом), к окружающему миру и людям в нем.
В исследовании проводится изучение взаимосвязи субъективного
благополучия с эмоциональным интеллектом, т. к. удовлетворенность или
неудовлетворенность жизнью, отношения с близкими или коллегами, с собой,
окрашены эмоциональными переживаниями, которые влияют на поведение
человека и его физическое и психическое здоровье. Умение управлять своими
эмоциями и чувствами позволяет решать конфликты, справляться со стрессом,
концентрироваться на выполнении определенных задач, влиять на свое
настроение. Управление своим состоянием дает человеку возможность
мотивировать себя, повысить эффективность своей профессиональной
деятельности, эффективность организации в целом.
В период средней взрослости, который приходится, по мнению Д. Б.
Бромлей, на 25-40 лет, наиболее важными задачами являются приобретение
продуктивности, самореализация в выбранной профессии, создание семьи,
поддержание благополучных отношений с близкими людьми и позитивные
отношения с самим собой в период кризисных ситуаций [13].
Таким образом, субъективное благополучие тесно связано с наличием у
человека жизненных целей, позитивного взаимодействия с окружающими
людьми, а также возможностей и ресурсов для достижения целей, то если
человек не получает достаточное количество положительных эмоций и
недоволен межличностными контактами, это приводит к снижению
показателей субъективного благополучия [4].
3
Именно поэтому все чаще проводятся исследования эмоционального
интеллекта. С точки зрения Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект направляет
поведение человека в сторону «правильного» социального поведения,
помогающего достигать поставленные цели, а также в сторону достижения
личностного и профессионального становления [42].
Таким образом, тема взаимосвязи эмоционального интеллекта и
субъективного благополучия у людей в период средней взрослости
недостаточно раскрыта в научной литературе, а исследований по данной теме
найдено не было, в этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и
субъективного благополучия у людей в период средней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучить субъективное благополучие и эмоциональный интеллект
как психологические феномены на основе анализа научных зарубежных и
отечественных источников;
2. Изучить психологические особенности людей в период средней
взрослости, а также изучить особенности субъективного благополучия и
эмоционального интеллекта у людей в период средней взрослости;
3. Выявить взаимосвязь субъективного благополучия и
эмоционального интеллекта у людей в период средней взрослости.
Объект исследования – эмоциональный интеллект и субъективное
благополучие у людей в период средней взрослости.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального интеллекта и
субъективного благополучия у людей в период средней взрослости.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что
эмоциональный интеллект имеет взаимосвязь с субъективным благополучием у
людей в период средней взрослости, а именно, чем выше эмоциональный
интеллект, тем выше субъективное благополучие у людей в период средней
взрослости.
4
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве
базового теоретико-методологического основания выступают теоретические
положения Р. М. Шамионова, Т. В. Бесковой, К. Рифф, о том, что субъективное
благополучие представляет собой единство когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонентов. Среди теоретических моделей эмоционального
интеллекта в исследовании в качестве основы используются модели
Д. Гоулмана, Д. Люсина, Дж. Мейер, П. Сэловей, Н. Холла. Их модели имеют
общие признаки, которые привели к пониманию эмоционального интеллекта,
как совокупности некоторых способностей, дающих возможность понимать
свои эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.
Для решения задач использовались такие методы исследования, как:
теоретические методы (теоретический анализ научно-методической литературы
по проблеме исследования, ее обобщение и сравнение); эмпирические методы
(анкетирование, тестирование); методы обработки эмпирических данных
(качественный и количественный анализ результатов тестирования,
описательная статистика, критерий проверки нормальности распределения
Колмогорова-Смирнова, проведенный в программе SPSS, корреляционный
анализ при помощи коэффициента корреляции r-Спирмена, проведенный в
программе SPSS).
Методики исследования. Исследование проводилось при помощи
комплекса методик, среди которых:
− методика «Диагностики субъективного благополучия»
Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой – тест охватывает различные стороны
субъективного благополучия личности. Исходным положением при разработке
методики стало представление о том, что субъективное благополучие включает
ряд компонентов, отражающих благополучность различных сторон бытия
человека, среди которых главными являются он сам, его переживания,
деятельность и ее смыслы, созерцание, включенность в общность и общество;
− «опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»» Д. В. Люсина –
Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития
5
эмоционального интеллекта по шкалам: шкала МЭИ (межличностный
эмоциональный интеллект); шкала ВЭИ (внутриличностный эмоциональный
интеллект); шкала ПЭ (понимание эмоций – своих и чужих); шкала УЭ
(управление эмоциями – своими и чужими); субшкала МП (понимание чужих
эмоций); субшкала МУ (управление чужими эмоциями); субшкала ВП
(понимание своих эмоций); субшкала ВУ (управление своими эмоциями);
субшкала ВЭ (контроль экспрессии).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть
использованы в практической работе психолога.
База исследования. Исследование проводилось в онлайн формате на
платформе Google-Формы. В данном исследовании участвовало 55 человек в
возрасте 25-40 лет, среди которых было 40 женщин и 15 мужчин.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, основной части, включающей в себя теоретическую и эмпирическую
части, а также дипломная работа содержит заключение, список литературы и
приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 62
страницы без приложений.
которое связано с преобладанием положительных эмоций в различных сферах
(духовной, социальной, психологической и физической), а также
основывающееся на оценочном отношении к себе, своему телу и своей
личности (с возможностями, способностями, целями, способностью наполнять
жизнь смыслом), к окружающему миру и людям в нем.
В исследовании проводится изучение взаимосвязи субъективного
благополучия с эмоциональным интеллектом, т. к. удовлетворенность или
неудовлетворенность жизнью, отношения с близкими или коллегами, с собой,
окрашены эмоциональными переживаниями, которые влияют на поведение
человека и его физическое и психическое здоровье. Умение управлять своими
эмоциями и чувствами позволяет решать конфликты, справляться со стрессом,
концентрироваться на выполнении определенных задач, влиять на свое
настроение. Управление своим состоянием дает человеку возможность
мотивировать себя, повысить эффективность своей профессиональной
деятельности, эффективность организации в целом.
В период средней взрослости, который приходится, по мнению Д. Б.
Бромлей, на 25-40 лет, наиболее важными задачами являются приобретение
продуктивности, самореализация в выбранной профессии, создание семьи,
поддержание благополучных отношений с близкими людьми и позитивные
отношения с самим собой в период кризисных ситуаций [13].
Таким образом, субъективное благополучие тесно связано с наличием у
человека жизненных целей, позитивного взаимодействия с окружающими
людьми, а также возможностей и ресурсов для достижения целей, то если
человек не получает достаточное количество положительных эмоций и
недоволен межличностными контактами, это приводит к снижению
показателей субъективного благополучия [4].
3
Именно поэтому все чаще проводятся исследования эмоционального
интеллекта. С точки зрения Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект направляет
поведение человека в сторону «правильного» социального поведения,
помогающего достигать поставленные цели, а также в сторону достижения
личностного и профессионального становления [42].
Таким образом, тема взаимосвязи эмоционального интеллекта и
субъективного благополучия у людей в период средней взрослости
недостаточно раскрыта в научной литературе, а исследований по данной теме
найдено не было, в этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и
субъективного благополучия у людей в период средней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучить субъективное благополучие и эмоциональный интеллект
как психологические феномены на основе анализа научных зарубежных и
отечественных источников;
2. Изучить психологические особенности людей в период средней
взрослости, а также изучить особенности субъективного благополучия и
эмоционального интеллекта у людей в период средней взрослости;
3. Выявить взаимосвязь субъективного благополучия и
эмоционального интеллекта у людей в период средней взрослости.
Объект исследования – эмоциональный интеллект и субъективное
благополучие у людей в период средней взрослости.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального интеллекта и
субъективного благополучия у людей в период средней взрослости.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что
эмоциональный интеллект имеет взаимосвязь с субъективным благополучием у
людей в период средней взрослости, а именно, чем выше эмоциональный
интеллект, тем выше субъективное благополучие у людей в период средней
взрослости.
4
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве
базового теоретико-методологического основания выступают теоретические
положения Р. М. Шамионова, Т. В. Бесковой, К. Рифф, о том, что субъективное
благополучие представляет собой единство когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонентов. Среди теоретических моделей эмоционального
интеллекта в исследовании в качестве основы используются модели
Д. Гоулмана, Д. Люсина, Дж. Мейер, П. Сэловей, Н. Холла. Их модели имеют
общие признаки, которые привели к пониманию эмоционального интеллекта,
как совокупности некоторых способностей, дающих возможность понимать
свои эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.
Для решения задач использовались такие методы исследования, как:
теоретические методы (теоретический анализ научно-методической литературы
по проблеме исследования, ее обобщение и сравнение); эмпирические методы
(анкетирование, тестирование); методы обработки эмпирических данных
(качественный и количественный анализ результатов тестирования,
описательная статистика, критерий проверки нормальности распределения
Колмогорова-Смирнова, проведенный в программе SPSS, корреляционный
анализ при помощи коэффициента корреляции r-Спирмена, проведенный в
программе SPSS).
Методики исследования. Исследование проводилось при помощи
комплекса методик, среди которых:
− методика «Диагностики субъективного благополучия»
Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой – тест охватывает различные стороны
субъективного благополучия личности. Исходным положением при разработке
методики стало представление о том, что субъективное благополучие включает
ряд компонентов, отражающих благополучность различных сторон бытия
человека, среди которых главными являются он сам, его переживания,
деятельность и ее смыслы, созерцание, включенность в общность и общество;
− «опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»» Д. В. Люсина –
Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития
5
эмоционального интеллекта по шкалам: шкала МЭИ (межличностный
эмоциональный интеллект); шкала ВЭИ (внутриличностный эмоциональный
интеллект); шкала ПЭ (понимание эмоций – своих и чужих); шкала УЭ
(управление эмоциями – своими и чужими); субшкала МП (понимание чужих
эмоций); субшкала МУ (управление чужими эмоциями); субшкала ВП
(понимание своих эмоций); субшкала ВУ (управление своими эмоциями);
субшкала ВЭ (контроль экспрессии).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть
использованы в практической работе психолога.
База исследования. Исследование проводилось в онлайн формате на
платформе Google-Формы. В данном исследовании участвовало 55 человек в
возрасте 25-40 лет, среди которых было 40 женщин и 15 мужчин.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, основной части, включающей в себя теоретическую и эмпирическую
части, а также дипломная работа содержит заключение, список литературы и
приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 62
страницы без приложений.