Формирование эмоционального интеллекта средствами онлайн курса
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена наличием высоких требований к уровню эмоционального интеллекта, в частности, у молодежи, в решении большого спектра возрастных задач которой задействуется данный конструкт. Исследователи на данный момент не достигли единства в представлениях о природе и структуре эмоционального интеллекта: часть авторов считают его набором способностей к саморегуляции и конструктивному взаимодействию с другими людьми, другие же полагают, что он включает в себя врожденные характеристики, не поддающиеся развитию. Данный факт обуславливает недостаточное исследование средств его формирования и их эффективности. Кроме того, мнения ученых расходятся и во взглядах на эффективность различных форм развития коммуникативных навыков. В частности, онлайн обучение является одной из наиболее доступных форм дополнительного образования, однако многие ученые полагают, что без непосредственного взаимодействия в обучающей среде развитие навыков общения невозможно. Все эти факторы послужили основанием для создания и исследования эффективности онлайн курса «Эмоциональный интеллект».
Цель: исследование феномена эмоционального интеллекта и воздействия обучающего онлайн курса «Эмоциональный интеллект» на его особенности.
Объект исследования: эмоциональный интеллект молодежи 20–27 лет.
Предмет исследования: средства формирования эмоционального интеллекта молодежи 20–27 лет.
В теоретической части работы проанализированы основные подходы к пониманию природы, функций и структуры эмоционального интеллекта отечественными и зарубежными авторами, представлен обзор исследований, отражающих психологические особенности эмоционального интеллекта у молодежи, а также рассмотрены существующие программы формирования эмоционального интеллекта.
В эмпирической части работы приводится описание выборки, этапов исследования, использованных методов (методы математической статистики) и методик («ЭмИн» Д.В. Люсина и блок с видео методики «Cambrige Mindreading» С. Барон-Коэна, Ж. Хилл, О. Голана для оценки уровня развития эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов), анализируются и интерпретируются данные, полученные в ходе констатирующего и формирующего этапов исследования.
Основные результаты. В ходе исследования, направленного на анализ эффективности разработанного нами онлайн курса по формированию эмоционального интеллекта, было установлено, что обучающее воздействие привело к изменению показателей межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта по методике «ЭмИн» Д.В. Люсина. В результате экспериментального воздействия у испытуемых наблюдается рост значимых показателей по шкалам, характеризующим навыки саморегуляции, осознания своих эмоций, а также различения эмоций у партнеров по общению.
Кроме того, анализ результатов исследования показал, что среди испытуемых категории 21¬¬–27 лет наблюдается тенденция к более высокой оценке навыков, составляющих сферу межличностного эмоционального интеллекта.
Помимо того, в исследовании было установлено, что в данной выборке значимые связи между полом и показателями эмоционального интеллекта отмечаются только по шкале «Контроль экспрессии» методики «ЭмИн»
Д.В. Люсина.
При анализе результатов, полученных по методике «Cambrige Mindreading», у испытуемых было выявлено преобладание точности распознавания негативных и нейтральных эмоциональных выражений над позитивными. Также было установлено, что испытуемые демонстрировали более точное различение эмоциональных проявлений у женщин.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть применены психологами в области развития эмоциональных и коммуникативных навыков, в частности, для разработки онлайн-программ формирования эмоционального интеллекта как компонента профессиональной компетентности специалистов области «человек–человек», а также средства профилактики эмоционального выгорания у представителей данного типа профессий.
Перспектива исследования состоит в дополнительном изучении эффективности программы с использованием других объективных методик и установлении связей полученных результатов с результатами «ЭмИн». Кроме того, в дальнейшем работа может быть продолжена в направлении разработки и определения эффективности подобных программ в других возрастных группах.
Цель: исследование феномена эмоционального интеллекта и воздействия обучающего онлайн курса «Эмоциональный интеллект» на его особенности.
Объект исследования: эмоциональный интеллект молодежи 20–27 лет.
Предмет исследования: средства формирования эмоционального интеллекта молодежи 20–27 лет.
В теоретической части работы проанализированы основные подходы к пониманию природы, функций и структуры эмоционального интеллекта отечественными и зарубежными авторами, представлен обзор исследований, отражающих психологические особенности эмоционального интеллекта у молодежи, а также рассмотрены существующие программы формирования эмоционального интеллекта.
В эмпирической части работы приводится описание выборки, этапов исследования, использованных методов (методы математической статистики) и методик («ЭмИн» Д.В. Люсина и блок с видео методики «Cambrige Mindreading» С. Барон-Коэна, Ж. Хилл, О. Голана для оценки уровня развития эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов), анализируются и интерпретируются данные, полученные в ходе констатирующего и формирующего этапов исследования.
Основные результаты. В ходе исследования, направленного на анализ эффективности разработанного нами онлайн курса по формированию эмоционального интеллекта, было установлено, что обучающее воздействие привело к изменению показателей межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта по методике «ЭмИн» Д.В. Люсина. В результате экспериментального воздействия у испытуемых наблюдается рост значимых показателей по шкалам, характеризующим навыки саморегуляции, осознания своих эмоций, а также различения эмоций у партнеров по общению.
Кроме того, анализ результатов исследования показал, что среди испытуемых категории 21¬¬–27 лет наблюдается тенденция к более высокой оценке навыков, составляющих сферу межличностного эмоционального интеллекта.
Помимо того, в исследовании было установлено, что в данной выборке значимые связи между полом и показателями эмоционального интеллекта отмечаются только по шкале «Контроль экспрессии» методики «ЭмИн»
Д.В. Люсина.
При анализе результатов, полученных по методике «Cambrige Mindreading», у испытуемых было выявлено преобладание точности распознавания негативных и нейтральных эмоциональных выражений над позитивными. Также было установлено, что испытуемые демонстрировали более точное различение эмоциональных проявлений у женщин.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть применены психологами в области развития эмоциональных и коммуникативных навыков, в частности, для разработки онлайн-программ формирования эмоционального интеллекта как компонента профессиональной компетентности специалистов области «человек–человек», а также средства профилактики эмоционального выгорания у представителей данного типа профессий.
Перспектива исследования состоит в дополнительном изучении эффективности программы с использованием других объективных методик и установлении связей полученных результатов с результатами «ЭмИн». Кроме того, в дальнейшем работа может быть продолжена в направлении разработки и определения эффективности подобных программ в других возрастных группах.