Исследование рефлексивной саморегуляции студентов в контексте их экзистенциальной исполненности
Аннотация
В условиях современного общества рефлексивная саморегуляция предполагает актуализацию личностного потенциала, преодоление собственных недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами самоактуализации, самосовершенствования и самореализации.
Студенту, как субъекту учебной деятельности, необходимо уметь рефлексировать свои действия, которые уже произошли, и те, которые произойдут в будущем. Рефлексивная саморегуляция помогает студентам наглядно и ясно изложить получаемые результаты, спланировать цели дальнейшей работы, скорректировать траекторию обучения. Экзистенциально исполненный студент – вдумчивый, неторопливый, способный переживать и осмысливать, открытый миру, имеющий опыт трансцендентности, способный выйти за пределы обыденности. Опыт исполненности и осуществления себя у каждого студента разный. Но каждый может сказать, что переживал свое осуществление в тот или иной момент жизни. Высокий уровень экзистенциальной реализации способствует самореализации, успеху.
В научной литературе не представлены исследования связи между рефлексивной саморегуляцией и экзистенциальной исполненностью личности, хотя данные феномены и изучаются отдельно друг от друга. Так в отечественной психологии наиболее известны подходы Н. П. Долгих и
В. Ф. Сопова в отношении рефлексивной саморегуляции. Исследованием экзистенциальной исполненности занимались отечественные ученые
Л. С. Деточенко, Ю. М. Корякина, В. С. Матвеева, И. Г. Самойлова,
В.Б. Шумский, Е. В. Юдина, а также зарубежные – А. Лэнгле, К. Орглер,
В. Франкл.
Это позволяет сформулировать научную новизну предлагаемой работы: исследование рефлексивной саморегуляции в контексте экзистенциальной исполненности.
Включение данного вектора в область научного и исследовательского поиска обусловливает цель представляемой выпускной квалификационной работы: исследование особенностей рефлексивной саморегуляции студентов с разным уровнем экзистенциальной исполненности.
Юношеский возраст по своим психологическим параметрам является наиболее активным возрастом, в котором определяются жизненные цели и смыслы, осoзнанность по отношению к себе и к другим, умение находить выходы из сложных ситуаций, стремление к познавать себя.
Объект исследования: рефлексивная саморегуляция.
Предмет исследования: внутренний локус контроля, толерантность к неопределенности, гибкость в организации жизнедеятельности у студентов с разным уровнем экзистенциальной исполненности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена рефлексивной саморегуляции.
2. Определить сущность экзистенциальной исполненности и направлений ее исследования.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление выраженности индикаторов рефлексивной саморегуляции и уровня экзистенциальной исполненности у студентов.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Теоретико-методологические основания исследования составили труды авторов: подходы к пониманию феномена рефлексивной саморегуляции (Н. П. Долгих, В.Ф. Сопов), концепция экзистенциальной исполненности А. Лэнгле.
Гипотеза исследования: внутренний локус контроля, толерантность к неопределенности и гибкость в организации жизнедеятельности характерны для студентов с высокой экзистенциальной исполненностью, в отличие от студентов с невыраженным ощущением наполненности жизни определённым смыслом.
В исследовании приняли участие 96 человек: 60 студентов Уральского федерального университета и 36 студентов других университетов города Екатеринбурга. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 22 лет.
Методы исследования: теоретический анализ, опросный метод, методы математической обработки данных (описательный анализ, сравнительный анализ (Н-критерий Краскела-Уоллиса), методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Опросник «Уровень субъективного кoнтрoля» (Дж. Роттер).
2. Опросник «Толерантность к неопределенности» (Т. В. Корнилова).
3. Опросник «Личностная готовность к переменам» (A. Rolnic,
S. Heather, М. Gold, С. Hull / апробация Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер).
4. Опросник «Тест экзистенциальных мотиваций» (В.Б. Шумский,
Е. М. Уколова, Е.Н. Осин, Я.Д. Лупандина) – шкала «экзистенциальная исполненность».
Теоретическая значимость: уточнение сущности феномена рефлексивной саморегуляции и его составляющих, обобщение научных сведений о феномене экзистенциальной исполненности.
Практическая значимость: проведение эмпирического исследования, направленного на выявление связи рефлексивной саморегуляции и экзистенциальной исполненности у студентов; возможность использования полученных эмпирических результатов для разработки программ психологического сопровождения студентов в процессе их самореализации и самоактуализации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), заключения, приложения
Студенту, как субъекту учебной деятельности, необходимо уметь рефлексировать свои действия, которые уже произошли, и те, которые произойдут в будущем. Рефлексивная саморегуляция помогает студентам наглядно и ясно изложить получаемые результаты, спланировать цели дальнейшей работы, скорректировать траекторию обучения. Экзистенциально исполненный студент – вдумчивый, неторопливый, способный переживать и осмысливать, открытый миру, имеющий опыт трансцендентности, способный выйти за пределы обыденности. Опыт исполненности и осуществления себя у каждого студента разный. Но каждый может сказать, что переживал свое осуществление в тот или иной момент жизни. Высокий уровень экзистенциальной реализации способствует самореализации, успеху.
В научной литературе не представлены исследования связи между рефлексивной саморегуляцией и экзистенциальной исполненностью личности, хотя данные феномены и изучаются отдельно друг от друга. Так в отечественной психологии наиболее известны подходы Н. П. Долгих и
В. Ф. Сопова в отношении рефлексивной саморегуляции. Исследованием экзистенциальной исполненности занимались отечественные ученые
Л. С. Деточенко, Ю. М. Корякина, В. С. Матвеева, И. Г. Самойлова,
В.Б. Шумский, Е. В. Юдина, а также зарубежные – А. Лэнгле, К. Орглер,
В. Франкл.
Это позволяет сформулировать научную новизну предлагаемой работы: исследование рефлексивной саморегуляции в контексте экзистенциальной исполненности.
Включение данного вектора в область научного и исследовательского поиска обусловливает цель представляемой выпускной квалификационной работы: исследование особенностей рефлексивной саморегуляции студентов с разным уровнем экзистенциальной исполненности.
Юношеский возраст по своим психологическим параметрам является наиболее активным возрастом, в котором определяются жизненные цели и смыслы, осoзнанность по отношению к себе и к другим, умение находить выходы из сложных ситуаций, стремление к познавать себя.
Объект исследования: рефлексивная саморегуляция.
Предмет исследования: внутренний локус контроля, толерантность к неопределенности, гибкость в организации жизнедеятельности у студентов с разным уровнем экзистенциальной исполненности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена рефлексивной саморегуляции.
2. Определить сущность экзистенциальной исполненности и направлений ее исследования.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление выраженности индикаторов рефлексивной саморегуляции и уровня экзистенциальной исполненности у студентов.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Теоретико-методологические основания исследования составили труды авторов: подходы к пониманию феномена рефлексивной саморегуляции (Н. П. Долгих, В.Ф. Сопов), концепция экзистенциальной исполненности А. Лэнгле.
Гипотеза исследования: внутренний локус контроля, толерантность к неопределенности и гибкость в организации жизнедеятельности характерны для студентов с высокой экзистенциальной исполненностью, в отличие от студентов с невыраженным ощущением наполненности жизни определённым смыслом.
В исследовании приняли участие 96 человек: 60 студентов Уральского федерального университета и 36 студентов других университетов города Екатеринбурга. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 22 лет.
Методы исследования: теоретический анализ, опросный метод, методы математической обработки данных (описательный анализ, сравнительный анализ (Н-критерий Краскела-Уоллиса), методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Опросник «Уровень субъективного кoнтрoля» (Дж. Роттер).
2. Опросник «Толерантность к неопределенности» (Т. В. Корнилова).
3. Опросник «Личностная готовность к переменам» (A. Rolnic,
S. Heather, М. Gold, С. Hull / апробация Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер).
4. Опросник «Тест экзистенциальных мотиваций» (В.Б. Шумский,
Е. М. Уколова, Е.Н. Осин, Я.Д. Лупандина) – шкала «экзистенциальная исполненность».
Теоретическая значимость: уточнение сущности феномена рефлексивной саморегуляции и его составляющих, обобщение научных сведений о феномене экзистенциальной исполненности.
Практическая значимость: проведение эмпирического исследования, направленного на выявление связи рефлексивной саморегуляции и экзистенциальной исполненности у студентов; возможность использования полученных эмпирических результатов для разработки программ психологического сопровождения студентов в процессе их самореализации и самоактуализации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), заключения, приложения