Взаимосвязь личностных черт и психологического благополучия студентов

Урнухбаяр Адъяа

Аннотация


Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия является актуальной для некоторых наук, в том числе для в психологии. Психологическое благополучие является основной характеристикой психического здоровья и может быть определено как включающее удовольствие и счастье, а также устойчивость (совладание, регулирование эмоций, здоровое решение проблем).
В настоящее время не существует конкретного определения психологического благополучия, как и однозначно признанных методов его измерения.
Понятие «благополучие» (well-being) тесно связано с категориями, таким как психическое и психологическое здоровье, счастье, успешность, качество жизни, довольство, благосостояние, удовлетворенность жизнью, и др. С другой строны, это понятие само по себе представляется достаточно разносторонним, выделяются такие его виды, как социольное, экономическое, психологическое, экзистенциальное, духовное благополучие.
Слово «счастье» (happiness) является наиболее близким к понятию психологического благополучия. По мнению британского психолога М. Аргайл, счастье – это удовлетворенность человеком своей жизнью, определяется через частоту и напряженность позитивных эмоций [1].
М. Аргайл считал, что наиболее значимыми для удовлетворенности жизнью в целом являются такие факторы, как здоровье, существование близких социальных связей, существование свободного времени для досуга, удовлетворенность работой, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осознанность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение).
Материальная обеспеченность не имеет большого значения, а практически не влияющими на состояние счастья являются возраст и пол. Таким образом, по М. Аргайлу, человек любого возраста может чувствовать себя счастливым.
Также не наблюдается различий в переживании счастья мужчинами и
женщинами.
4
Понятие субъективного благополучия (subjective well-being) возникло в психологии в 1970 году, древняя философская проблема счастья вошла в круг объектов научной психологии, поставив под вопрос ее эмпирическим
исследовательским подходом. [16].
В настоящее время психологическая наука в целом считает, что проблема субъективного благополучия является предметом психологического исследования, и не только для социальной психологии. Субъективное благополучие изучается в аспектах адаптации личности, самоактуализации, социализации и некоторых других. Американский психолог Н. Брэдберн изучал субъективное благополучие, им был введен данный термин, а также произведен сравнительный анализ понятий «субъективное благополучие» и «психическое здоровье». По мнению автора субъективное благополучие индивида включает в себя ощущение счастья, удовлетворенность собой, и своей жизнью. Н. Брэдберн считает, что субъективное благополучие личности – это баланс между отрицательными и положительными аффектами. Аффект включает в себя радость, наслаждение или отрицательные эмоции от повседневной жизни. Субъективное благополучие представляет собой соотношение между положительными и отрицательными аффектами и является показателем общей удовлетворенности или неудовлетворенности своей личной жизнью [37].
Согласно результатам исследования С. Динера, высокий уровень субъективного благополучия означает высокий уровень удовлетворенности жизнью и периодическое ощущение негативных чувств, связанных с переживанием определенных ситуаций [36].
Н. Брэдберн разрабатывал проблему психологического благополучия.
По мнению Н. Брэдберна, психологическое благополучие (psychological wellbeing) обнаруживается во взаимозависимости комплексов положительных и отрицательных эмоции, переживаемых на протяжении жизни [25].
В настоящее время существуют два подхода к пониманию природы психологического благополучия: гедонистический и эвдемонистический.
5
Гедонистический подход имеет дело с положительными эмоциями: удовольствием и избеганием неудовольствия. Основная идея эвдемонистического подхода - это условия жизнедеятельности личности.
Эвдемонистический подход основан на предположении, что условиями
благополучия являются активность личности, постоянное развитие себя,
самоудовлетворение, раскрытие собственных возможностей и способностей.
Актуальность исследования: переживание благополучия и положительных эмоций оказывает благотворное влияние как на жизнь студента целом, так и на его учебную деятельность.
В данной работе будут рассматриваться определения психологического
благополучия, различные подходы к изучению данной проблематики, а также личностные черты, связанные с психологическим благополучием.
Теоретико-методологические основания: концепция психологического благополучия К. Рифф; концепция субъективного благополучия (Н. Бредберн, Э. Динер); теория черт личности (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кеттелл).
Проблема: существует ли взаимосвязь психологического благополучия с личностными чертами студентов и какие именно личностные черты студентов связаны с психологическим благополучием.
Объект исследования: психологическое благополучие.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия с личностными чертами студентов.
Гипотеза: существуют значимые взаимосвязи психологического благополучия и личносных черт студентов.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь психологического благополучия с личностными чертами студентов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам психологического благополучия и связи личностных черт с
психологическим благополучием студентов.
6
2. Провести диагностику личностных черт и психологического благополучия.
3. Проанализировать взаимосвязь психологического благополучия с личностными чертами студентов.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы при психологическом консультировании студентов вузов, при разработке программ дополнительного образования для педагогов,
работающих со студентами.