Исследование самооценки у подростков
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что самооценка –
это важнейший регулятор поведения человека. От самооценки в большинстве своем зависит построение отношений человека с окружающими людьми,
а также уровень его критичности, требовательности к себе, отношения
к неудачам не только в процессе осуществления основного вида деятельности, но и в сферах взаимодействия с окружающими. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности личности, а также дальнейшую
ее социализацию.
Изучение особенностей формирования самооценки у старших подростков – это значимая и актуальная проблема, так как она лежит в основе совершенствования психолого-педагогических процессов современной школы. Самооценка является стержнем данных процессов, так как является показателем индивидного уровня его развития, составляет его личностный аспект, который органично включен в процессы самопознания.
Проблемой изучения самооценки занимались зарубежные авторы, такие как Р.Бернс, У.Джемс, Э.Эриксон, К.Роджерс и другие, а также отечественные авторы, такие как Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, А.В. Захарова, Л.В. Бороздина, И.С. Кон и другие. Авторы затрагивали вопросы структуры самооценки, ее функций, процессов развития в онтогенезе, а также возможности направленного формирования.
Проанализировав подходы авторов, мы можем сделать вывод,
что самооценка – это личностное образование, которое принимает участие
в регуляции поведения, а также деятельности и является автономной характеристикой личности, центральным компонентом, который формируется в ходе активного участия личности, отражая своеобразие ее внутреннего мира.
Сложность изучения проблемы формирования самооценки подростока определена тем, что она включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов: процессуальный и структурно-итоговый. Значимость этой проблемы, потребность исследований психологов, изменения психологического портрета старших подростков обусловили актуальность выбора темы данного исследования.
Цель данного исследования – изучить особенности самооценки старших подростков в зависимости от пола.
Объект исследования – самооценка старших подростков.
Предмет исследования – отличия в самооценке старших подростков
в зависимости от пола.
Гипотеза исследования: предположение, что существуют определенные отличия в самооценке и самоотношении старших подростков в зависимости
от пола. Дополнительная гипотеза: самооценка девушек-подростков обладает наиболее высоким уровнем расхождений между Я-реальным и Я-идеальным, по сравнению с юношами-подростками.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие самооценки и ее предпосылки.
2. Рассмотреть особенности самооценки старших подростков.
3. Провести сравнительный анализ и определить отличия
в самооценке подростков в зависимости от пола.
Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №34 г.Нижневартовска.
В исследовании приняло участие 50 подростков, а именно 24 подростка мужского пола и 26 подростков женского пола. Средний возраст 15-16 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация литературных источников.
2. Эмпирические: комплекс психодиагностических методик.
3. Статистические: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни. Расчеты проводились в программе SPSS.
Методики исследования:
1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
2. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв
3. Методика исследования самоотношения (Р.С. Пантелеев,
В.В. Столин).
Практическая значимость исследования обусловлена тем,
что полученные результаты могут применяться в практике психокоррекционной и консультативной работы психолога по проблеме подростковой самооценки.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
это важнейший регулятор поведения человека. От самооценки в большинстве своем зависит построение отношений человека с окружающими людьми,
а также уровень его критичности, требовательности к себе, отношения
к неудачам не только в процессе осуществления основного вида деятельности, но и в сферах взаимодействия с окружающими. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности личности, а также дальнейшую
ее социализацию.
Изучение особенностей формирования самооценки у старших подростков – это значимая и актуальная проблема, так как она лежит в основе совершенствования психолого-педагогических процессов современной школы. Самооценка является стержнем данных процессов, так как является показателем индивидного уровня его развития, составляет его личностный аспект, который органично включен в процессы самопознания.
Проблемой изучения самооценки занимались зарубежные авторы, такие как Р.Бернс, У.Джемс, Э.Эриксон, К.Роджерс и другие, а также отечественные авторы, такие как Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, А.В. Захарова, Л.В. Бороздина, И.С. Кон и другие. Авторы затрагивали вопросы структуры самооценки, ее функций, процессов развития в онтогенезе, а также возможности направленного формирования.
Проанализировав подходы авторов, мы можем сделать вывод,
что самооценка – это личностное образование, которое принимает участие
в регуляции поведения, а также деятельности и является автономной характеристикой личности, центральным компонентом, который формируется в ходе активного участия личности, отражая своеобразие ее внутреннего мира.
Сложность изучения проблемы формирования самооценки подростока определена тем, что она включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов: процессуальный и структурно-итоговый. Значимость этой проблемы, потребность исследований психологов, изменения психологического портрета старших подростков обусловили актуальность выбора темы данного исследования.
Цель данного исследования – изучить особенности самооценки старших подростков в зависимости от пола.
Объект исследования – самооценка старших подростков.
Предмет исследования – отличия в самооценке старших подростков
в зависимости от пола.
Гипотеза исследования: предположение, что существуют определенные отличия в самооценке и самоотношении старших подростков в зависимости
от пола. Дополнительная гипотеза: самооценка девушек-подростков обладает наиболее высоким уровнем расхождений между Я-реальным и Я-идеальным, по сравнению с юношами-подростками.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие самооценки и ее предпосылки.
2. Рассмотреть особенности самооценки старших подростков.
3. Провести сравнительный анализ и определить отличия
в самооценке подростков в зависимости от пола.
Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №34 г.Нижневартовска.
В исследовании приняло участие 50 подростков, а именно 24 подростка мужского пола и 26 подростков женского пола. Средний возраст 15-16 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация литературных источников.
2. Эмпирические: комплекс психодиагностических методик.
3. Статистические: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни. Расчеты проводились в программе SPSS.
Методики исследования:
1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
2. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв
3. Методика исследования самоотношения (Р.С. Пантелеев,
В.В. Столин).
Практическая значимость исследования обусловлена тем,
что полученные результаты могут применяться в практике психокоррекционной и консультативной работы психолога по проблеме подростковой самооценки.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.