Взаимосвязь эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
Аннотация
Данная работа выполнена на 68 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 62 наименований, содержит 12 рисунков, 10 таблиц, имеет 4 приложения.
Предмет исследования: связь между эмоциональным интеллектом, социометрическим статусом и показателем групповой сплоченности у подростков.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков.
Выборка исследования составляет 110 учащихся 9-ых классов школы № 140 г. Екатеринбург и школы № 25 г. Каменск-Уральский.
Были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина, тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора, методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы эмоционального интеллекта и групповой сплоченности. В частности, приводится история становления понятия «эмоциональный интеллект» и модели данного феномена, подходы к определению групповой сплоченности и анализ эмпирических исследований, посвященных особенностям эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков.
Вторая глава направлена на изучение эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков. В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что между уровнем эмоционального интеллекта и оценкой групповой сплоченности есть связь. Также было обнаружено, что у юношей уровень внутриличностного эмоционального интеллекта выше, чем у девушек. Различий в распределении межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта среди популярных и непопулярных учеников найдено не было. Также была найдена связь между уровнем межличностного эмоционального интеллекта и количеством положительных выборов, которое получает подросток, по критерию «учеба».
Заключение посвящено основным выводам по результатам исследования и обсуждению дальнейших перспектив исследования.
Предмет исследования: связь между эмоциональным интеллектом, социометрическим статусом и показателем групповой сплоченности у подростков.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков.
Выборка исследования составляет 110 учащихся 9-ых классов школы № 140 г. Екатеринбург и школы № 25 г. Каменск-Уральский.
Были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина, тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора, методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы эмоционального интеллекта и групповой сплоченности. В частности, приводится история становления понятия «эмоциональный интеллект» и модели данного феномена, подходы к определению групповой сплоченности и анализ эмпирических исследований, посвященных особенностям эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков.
Вторая глава направлена на изучение эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков. В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что между уровнем эмоционального интеллекта и оценкой групповой сплоченности есть связь. Также было обнаружено, что у юношей уровень внутриличностного эмоционального интеллекта выше, чем у девушек. Различий в распределении межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта среди популярных и непопулярных учеников найдено не было. Также была найдена связь между уровнем межличностного эмоционального интеллекта и количеством положительных выборов, которое получает подросток, по критерию «учеба».
Заключение посвящено основным выводам по результатам исследования и обсуждению дальнейших перспектив исследования.