Исследование представлений старшеклассников о будущей семье
Аннотация
ВКР посвящена теме «Исследование представлений старшеклассников о будущей семье». Ее актуальность связана с выявлением современных тенденций в представлениях подростков о своей будущей семье.
Цель исследования: выявить специфику представлений о будущей семье у юношей и девушек.
Объект: будущая семья в представлениях юношей и девушек.
Предмет исследования: различия в представлениях о будущей семье у юношей и девушек 16-17 лет.
В теоретической части представлен обзор научной литературы, посвященной исследованию ролевой структуры семьи, формированию представлений подростков о будущей семье в контексте детско-родительских отношений, гендерным особенностям развития ролевых представлений у подростков.
В эмпирической части был использован следующий психодиагностический инструментарий: анкета, предназначенная для выяснения взглядов на брак и семью у современных мужчин и женщин, разработанная Л. Б. Шнейдер; методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой; тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана.
Методы обработки данных были применены корректно. На основании полученных результатов сделаны следующие выводы.
У старшеклассников преобладает положительное отношение к браку и семье. Представления у юношей и девушек о значимости различных семейных функций совпадают или очень близки. Сохраняются гендерно-стереотипные представления о распределении ролей в семье, но при этом наблюдается тенденция к андрогинизации распределения ролей, отказу от исключительно мужских и женских ролей. Восприятие молодыми людьми отношений в родительской семье в определенной степени связано с их представлениями о собственной будущей семье.
Цель исследования: выявить специфику представлений о будущей семье у юношей и девушек.
Объект: будущая семья в представлениях юношей и девушек.
Предмет исследования: различия в представлениях о будущей семье у юношей и девушек 16-17 лет.
В теоретической части представлен обзор научной литературы, посвященной исследованию ролевой структуры семьи, формированию представлений подростков о будущей семье в контексте детско-родительских отношений, гендерным особенностям развития ролевых представлений у подростков.
В эмпирической части был использован следующий психодиагностический инструментарий: анкета, предназначенная для выяснения взглядов на брак и семью у современных мужчин и женщин, разработанная Л. Б. Шнейдер; методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой; тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана.
Методы обработки данных были применены корректно. На основании полученных результатов сделаны следующие выводы.
У старшеклассников преобладает положительное отношение к браку и семье. Представления у юношей и девушек о значимости различных семейных функций совпадают или очень близки. Сохраняются гендерно-стереотипные представления о распределении ролей в семье, но при этом наблюдается тенденция к андрогинизации распределения ролей, отказу от исключительно мужских и женских ролей. Восприятие молодыми людьми отношений в родительской семье в определенной степени связано с их представлениями о собственной будущей семье.