Исследование гендерных различий агрессивного поведения у подростков
Аннотация
Тема ВКР: "Исследование гендерных различий агрессивного поведения у подростков".
Объём ВКР: 106 страниц − введение, 3 главы, включающие 8 подглав, 3 вывода по написанным главам, заключение, список литературы, состоящий из пятидесяти источников, приложения. В основной части ВКР было использовано 4 таблицы и 6 рисунков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 14 − 15 лет.
Предмет исследования: гендерные особенности агрессивного поведения у подростков.
Цель исследования: установить гендерные различия в агрессивном поведении подростков и выявить их причины.
Гипотезы исследования:
1. В проявлении агрессивного поведения у подростков существуют гендерные различия, выражающиеся в различном для мальчиков и девочек общем уровне агрессивности, а именно: мальчики-подростки демонстрируют более высокий общий уровень агрессивности по сравнению с девочками-подростками (под общим уровнем агрессивности мы понимаем совокупность всех агрессивных проявлений человека);
2. В проявлении агрессивного поведения у подростков существуют гендерные различия, выражающиеся в преобладании у мальчиков и у девочек разных видов агрессии, а именно: мальчики-подростки демонстрируют более высокий уровень
Методы исследования. Общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, сравнение, аналогия и классификация. Психологический инструментарий: тест «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут (разработанный на основе опросника Басса–Дарки; опросник «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В.Бойко. Для обработки полученных эмпирических данных применялся качественный и математико-статистический анализ, последний осуществлялся с помощью программ «Microsoft Office Excel» и «STATISTICA 6» (основной мат. критерий − U-критерию Манна-Уитни).
Во введении раскрывается актуальность исследования темы ВКР, определяются предмет и объект исследования, формулируются цель, задачи и гипотезы работы, указывается методологическая база исследования, степень научной разработанности проблемы и практическая значимость.
В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения, раскрыты понятия "агрессия", "агрессивное поведение", "агрессивность". Рассмотрены различные теории и формы агрессии, разобраны критерии различий одной формы агрессии от другой. Рассмотрены причины агрессивного поведения человека и условия проявления агрессивности личности.
Во второй главе определены содержательные характеристики понятий "пол"и "гендер", произведено разграничение данных понятий. Здесь же были разобраны наиболее часто встречающиеся в научной литературе гендерные исследования, связанные с особенностями агрессивного поведения человека. Наконец в завершающей части главы были охарактеризованы особенности подросткового возраста и обозначены основополагающие факторы возникновения и проявления подростковой агрессии.
В третьей главе проведено эмпирическое исследование гендерных различий агрессивного поведения у подростков.
В заключении подведены итоги и представлены выводы исследования.
В приложениях описаны методики исследования, представлены примеры бланков ответов по методикам, описано мотивационное слово экспериментатора, представлены протоколы результатов исследуемых групп по обеим методикам исследования.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практической и диагностической работе с агрессивными подростками.
Объём ВКР: 106 страниц − введение, 3 главы, включающие 8 подглав, 3 вывода по написанным главам, заключение, список литературы, состоящий из пятидесяти источников, приложения. В основной части ВКР было использовано 4 таблицы и 6 рисунков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 14 − 15 лет.
Предмет исследования: гендерные особенности агрессивного поведения у подростков.
Цель исследования: установить гендерные различия в агрессивном поведении подростков и выявить их причины.
Гипотезы исследования:
1. В проявлении агрессивного поведения у подростков существуют гендерные различия, выражающиеся в различном для мальчиков и девочек общем уровне агрессивности, а именно: мальчики-подростки демонстрируют более высокий общий уровень агрессивности по сравнению с девочками-подростками (под общим уровнем агрессивности мы понимаем совокупность всех агрессивных проявлений человека);
2. В проявлении агрессивного поведения у подростков существуют гендерные различия, выражающиеся в преобладании у мальчиков и у девочек разных видов агрессии, а именно: мальчики-подростки демонстрируют более высокий уровень
Методы исследования. Общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, сравнение, аналогия и классификация. Психологический инструментарий: тест «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут (разработанный на основе опросника Басса–Дарки; опросник «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В.Бойко. Для обработки полученных эмпирических данных применялся качественный и математико-статистический анализ, последний осуществлялся с помощью программ «Microsoft Office Excel» и «STATISTICA 6» (основной мат. критерий − U-критерию Манна-Уитни).
Во введении раскрывается актуальность исследования темы ВКР, определяются предмет и объект исследования, формулируются цель, задачи и гипотезы работы, указывается методологическая база исследования, степень научной разработанности проблемы и практическая значимость.
В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения, раскрыты понятия "агрессия", "агрессивное поведение", "агрессивность". Рассмотрены различные теории и формы агрессии, разобраны критерии различий одной формы агрессии от другой. Рассмотрены причины агрессивного поведения человека и условия проявления агрессивности личности.
Во второй главе определены содержательные характеристики понятий "пол"и "гендер", произведено разграничение данных понятий. Здесь же были разобраны наиболее часто встречающиеся в научной литературе гендерные исследования, связанные с особенностями агрессивного поведения человека. Наконец в завершающей части главы были охарактеризованы особенности подросткового возраста и обозначены основополагающие факторы возникновения и проявления подростковой агрессии.
В третьей главе проведено эмпирическое исследование гендерных различий агрессивного поведения у подростков.
В заключении подведены итоги и представлены выводы исследования.
В приложениях описаны методики исследования, представлены примеры бланков ответов по методикам, описано мотивационное слово экспериментатора, представлены протоколы результатов исследуемых групп по обеим методикам исследования.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практической и диагностической работе с агрессивными подростками.