Исследование представлений учащихся о коммуникативной культуре учителя
Аннотация
Цель нашей работы - изучение представлений учащихся о
коммуникативной культуре учителя.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучение феномена коммуникативной культуры и ее формирования; 2.
рассмотрение различных исследований представлений о коммуникативной
культуре учителя; 3. подбор методик; 4. проведение исследования; 5.
обработка и анализ полученных данных.
Объектом данного исследования стали представления учащихся о
коммуникативной культуре учителя, предметом - содержание представлений
учащихся о коммуникативной культуре учителя.
Выборка состояла из 65 учащихся 10-х классов Лицея № 135 города
Екатеринбурга.
Для реализации поставленных целей и задач нами были использованы
следующие методики: оценка типов коммуникативного поведения и оценка
уровней коммуникативной культуры учителя, разработанные кандидатом
психологических наук, доцентом общей и социальной кафедры УрФУ им. Б.Н.
Ельцина А.М. Вильгельм. Методики представляют собой 10 сложных
конфликтных ситуаций и различное поведение педагога в них. Для проверки
достоверности различий нами был использован критерий углового
преобразования Фишера.
По методике «оценка типов коммуникативного поведения» по 10-ти
представленным ситуациям было получено 67 достоверных различий,
Суммирование способов поведения набравших по конкретным типам
коммуникативной культуры учителя >40% ответов показало, что
конструктивный тип поведения (43 способа) и деструктивный тип поведения
учителя (40 способов) в представлениях учащихся четко детерминированы,
нежели амбивалентный тип поведения учителя всего 4 способа.
По методике «оценка уровней коммуникативной культуры учителя» по
всем 10-ти ситуациям было получено 77 достоверных различий.
Суммирование способ по конкретным уровням коммуникативной культуры
учителя набравших >40% ответов показало, что к уровню коммуникативной
креативности было отнесено 17 способов, к уровню коммуникативной
компактности 15, к уроню коммуникативной грамотности 17 способов
поведения учителя, а к уровню коммуникативной безграмотности 35 способов,
что говорит о том, как мы видим в представлениях учащихся наиболее хорошо
дифференцирован уровень коммуникативной безграмотности, иными
словами, учащиеся достаточно хорошо понимаю как преподаватель себя вести
не должен.
Результаты нашего исследованию могут быть использованы для
развития коммуникативной культуры учителей студентов в ВУЗе при
подготовке к педагогической деятельности и при переподготовке и
повышении квалификации педагогов.
коммуникативной культуре учителя.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучение феномена коммуникативной культуры и ее формирования; 2.
рассмотрение различных исследований представлений о коммуникативной
культуре учителя; 3. подбор методик; 4. проведение исследования; 5.
обработка и анализ полученных данных.
Объектом данного исследования стали представления учащихся о
коммуникативной культуре учителя, предметом - содержание представлений
учащихся о коммуникативной культуре учителя.
Выборка состояла из 65 учащихся 10-х классов Лицея № 135 города
Екатеринбурга.
Для реализации поставленных целей и задач нами были использованы
следующие методики: оценка типов коммуникативного поведения и оценка
уровней коммуникативной культуры учителя, разработанные кандидатом
психологических наук, доцентом общей и социальной кафедры УрФУ им. Б.Н.
Ельцина А.М. Вильгельм. Методики представляют собой 10 сложных
конфликтных ситуаций и различное поведение педагога в них. Для проверки
достоверности различий нами был использован критерий углового
преобразования Фишера.
По методике «оценка типов коммуникативного поведения» по 10-ти
представленным ситуациям было получено 67 достоверных различий,
Суммирование способов поведения набравших по конкретным типам
коммуникативной культуры учителя >40% ответов показало, что
конструктивный тип поведения (43 способа) и деструктивный тип поведения
учителя (40 способов) в представлениях учащихся четко детерминированы,
нежели амбивалентный тип поведения учителя всего 4 способа.
По методике «оценка уровней коммуникативной культуры учителя» по
всем 10-ти ситуациям было получено 77 достоверных различий.
Суммирование способ по конкретным уровням коммуникативной культуры
учителя набравших >40% ответов показало, что к уровню коммуникативной
креативности было отнесено 17 способов, к уровню коммуникативной
компактности 15, к уроню коммуникативной грамотности 17 способов
поведения учителя, а к уровню коммуникативной безграмотности 35 способов,
что говорит о том, как мы видим в представлениях учащихся наиболее хорошо
дифференцирован уровень коммуникативной безграмотности, иными
словами, учащиеся достаточно хорошо понимаю как преподаватель себя вести
не должен.
Результаты нашего исследованию могут быть использованы для
развития коммуникативной культуры учителей студентов в ВУЗе при
подготовке к педагогической деятельности и при переподготовке и
повышении квалификации педагогов.