Взаимосвязь субъективных и объективных показателей уровня развития волевых качеств личности
Аннотация
В данной работе обращается внимание как на проблему воли в целом, так и диагностики отдельных волевых качеств личности. Отмечается важность волевых качеств для достижения успеха в любой деятельности. В фокусе находится проблема взаимосвязи самооценки (субъективных показателей) ряда волевых качеств с результатами экспериментальных методик (объективных показателей).
В ходе работы изучена специальная литература о проблемах воли, волевого усилия и волевых качеств. Рассмотрены позиции специалистов в области данного явления, возможные методы диагностики и трудности, связанные с их применением.
Проведено исследование с целью выявления взаимосвязи субъективных и объективных показателей уровня развития волевых качеств личности. Для исследования были выбраны такие волевые качества как терпеливость и выносливость. Анализ взаимосвязи показателей проводился в целом по выборке, а также в подвыборках старшеклассников и студентов 2, 4 курсов.
Методы исследования: эксперимент (проба с задержкой дыхания, теппинг-тест) и тесты-опросники (методика исследования самооценки терпеливости Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко, опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы).
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что взаимосвязь между объективными и субъективными показателями волевых качеств личности отсутствует. Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом:
1. Недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках.
2. Невысокой надежностью опросников как таковых.
В ходе работы изучена специальная литература о проблемах воли, волевого усилия и волевых качеств. Рассмотрены позиции специалистов в области данного явления, возможные методы диагностики и трудности, связанные с их применением.
Проведено исследование с целью выявления взаимосвязи субъективных и объективных показателей уровня развития волевых качеств личности. Для исследования были выбраны такие волевые качества как терпеливость и выносливость. Анализ взаимосвязи показателей проводился в целом по выборке, а также в подвыборках старшеклассников и студентов 2, 4 курсов.
Методы исследования: эксперимент (проба с задержкой дыхания, теппинг-тест) и тесты-опросники (методика исследования самооценки терпеливости Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко, опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы).
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что взаимосвязь между объективными и субъективными показателями волевых качеств личности отсутствует. Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом:
1. Недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках.
2. Невысокой надежностью опросников как таковых.