Проявление агрессивности дошкольниками, воспитывающимися в семьях с различными стилями родительского воспитания

Созинова Мария Михайловна

Аннотация


Аннотация
Работа посвящена изучению проявления агрессивности дошкольниками, воспитывающимися в семьях с различными стилями родительского воспитания. Объектом исследования являются агрессивность старших дошкольников. Предметом исследования стали проявления агрессивности старших дошкольников в семьях с различными особенностями родительского воспитания. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (42 источника) и приложений, включающих в себя бланки применявшихся методик. Объем бакалаврской работы 65 страниц, на которых размещены 12 рисунков и 3 таблицы. Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, разработанность проблематики, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотезы, указываются методики и эмпирическая база. В первой главе представлен обзор понятий агрессии и агрессивности, виды, теории агрессивного поведения, а также рассмотрены возрастные особенности детей и роль родителей в формировании эмоциональной сферы дошкольников. Вторая глава посвящена эмпирической части исследования. В ней представлено описание методик проведенного исследования, а также результатов сравнительного анализа, корреляционного исследования.
По данным исследования, проведенного на базе МБДОУ "Детский сад №532" г. Екатеринбурга, из 40 испытуемых семей, из которых 40 детей в возрасте 5-6 лет, 40 родителей в качестве мам, было выяснено – 52.5% родителей проявляют гипероопеку в воспитании, ребенок находится в центре внимания, где родители отдают много сил и времени. Для исследования были использованы четыре методики, одна из которых выявляет тип семейного воспитания – опросник «анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкис, вторая методика В.Г. Щура, направленная на изучение самооценки (определение уровня самооценки) , третья методика Г.П. Лаврентьева и Т.М.Титаренко, направленная на уровень агрессивности, также четвертая методика, которую мы использовали – проективная методика «несуществующее животное», направленная на выявление эмоционального состояния, психологических особенностей, уровня агрессивности. Среди 40 детей выяснилось, что у большей половины, примерно 60% – уровень агрессивности выше, чем у остальных. В результате полученных данных, следует, что показатели уровня агрессивности и уровня самооценки говорят о подтверждении гипотезы – уровень самооценки связан с агрессивным поведением, где использовался метод парных корреляций Спирмена. Данная ситуация может быть иной на более старшем возрасте, но в дошкольном детстве завешенная самооценка традиционно считается нормальной, поэтому мы считаем найденную связь корректной. Таким образом, результаты ставят вопрос о дальнейших исследованиях уровня агрессивности в конкретных условиях семейного воспитания.