Исследование психологических особенностей студентов-слушателей онлайн-курсов
Аннотация
Представленные в данной выпускной квалификационной работе результаты являются первым этапом большого трехлетнего проекта «Исследование психологических предикторов эффективности дистанционного обучения» (№17-36-010-69, молодежный конкурс РФФИ -2017), по итогу охватившего более 1000 респондентов. Автор - один из исполнителей проекта.
На этапе формирования дизайна исследования мы исходили из того, что в сравнении с лекциями и семинарами онлайн-курс как форма обучения имеет свою специфику. А значит, и базовые элементы структуры учебной деятельности – мотивация, задача, контроль-оценка в онлайн-обучении приобретают особые черты, и требуют от слушателей особых психологических компетенций. Поэтому, в качестве общей была выдвинута гипотеза о связи успешного обучения на онлайн-курсах с комплексом индивидуальных психологических характеристик студентов. Также был выдвинут ряд частных гипотез. Для их проверки был подобран ряд психодиагностических методик, направленных на выявление психологических особенностей студентов-слушателей онлайн-курсов, а также разработан опрос удовлетворенности студентов онлайн-обучением.
Однако, исследование, проведённое на выборке из 177 студентов УрФУ, не выявило сколько-нибудь явных отличий между успешными в онлайн и оффлайн-обучении студентами. Отметим, что ряд психологических показателей все же имеет статистически подтвержденную корреляцию с итоговыми баллами, но эти связи слабо выражены и проявляются лишь на уровне тенденций. Таким образом, выдвинутые в начале исследования гипотезы подтвердились лишь частично. Ключевой вывод данного исследования заключается в том, что успешный студент успешен в любом формате обучения. Возможно, научный поиск повышения путей эффективности онлайн-обучения должен быть сосредоточен не на психологических особенностях студентов, успешных в онлайн-формате, а на решении задач усовершенствования педагогического дизайна онлайн-курса. В свою очередь богатый психолого-педагогический опыт обучения в традиционном формате может быть вполне эффективным и в онлайн-формате с учетом содержания образовательного процесса.
На этапе формирования дизайна исследования мы исходили из того, что в сравнении с лекциями и семинарами онлайн-курс как форма обучения имеет свою специфику. А значит, и базовые элементы структуры учебной деятельности – мотивация, задача, контроль-оценка в онлайн-обучении приобретают особые черты, и требуют от слушателей особых психологических компетенций. Поэтому, в качестве общей была выдвинута гипотеза о связи успешного обучения на онлайн-курсах с комплексом индивидуальных психологических характеристик студентов. Также был выдвинут ряд частных гипотез. Для их проверки был подобран ряд психодиагностических методик, направленных на выявление психологических особенностей студентов-слушателей онлайн-курсов, а также разработан опрос удовлетворенности студентов онлайн-обучением.
Однако, исследование, проведённое на выборке из 177 студентов УрФУ, не выявило сколько-нибудь явных отличий между успешными в онлайн и оффлайн-обучении студентами. Отметим, что ряд психологических показателей все же имеет статистически подтвержденную корреляцию с итоговыми баллами, но эти связи слабо выражены и проявляются лишь на уровне тенденций. Таким образом, выдвинутые в начале исследования гипотезы подтвердились лишь частично. Ключевой вывод данного исследования заключается в том, что успешный студент успешен в любом формате обучения. Возможно, научный поиск повышения путей эффективности онлайн-обучения должен быть сосредоточен не на психологических особенностях студентов, успешных в онлайн-формате, а на решении задач усовершенствования педагогического дизайна онлайн-курса. В свою очередь богатый психолого-педагогический опыт обучения в традиционном формате может быть вполне эффективным и в онлайн-формате с учетом содержания образовательного процесса.