Исследование психологических особенностей профессионального развития в поздней зрелости
Аннотация
В данной работе исследовались психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости. В исследовании была поставлена гипотеза о связи мотивации и уровня качества жизни с показателями профессионального развития в поздней зрелости. В эмпирическом исследовании приняли участие 77 человек от 50 до 74 лет, профессионалы в различных сферах деятельности.
Результаты исследования позволяют дать разностороннее описание профессионального развития в поздней зрелости, представляющее интерес как для психологической науки, так и для практики. В ходе исследования наиболее сильные корреляционные связи были выявлены между мотивацией и психологической готовностью к наставничеству, а также между оценкой окружающей среды и способностью к преодолению трудностей на рабочем месте. В результате факторного анализа были выявлены факторы психологической готовности к наставничеству, самооценки профессиональной деятельности и способности к преодолению трудностей в работе. Кроме того, по результатам исследования были выявлены некоторые различия исследуемых параметров в зависимости от пола, возраста и стажа испытуемых.
По итогам работы, сделан вывод о поздней зрелости как о возрасте развития и его основном ресурсе - жизненном опыте, структуризацию и передачу которого можно считать основной ведущей деятельностью данного этапа развития. Составлены рекомендации по эффективным практикам управления сотрудниками в поздней зрелости, рассмотрены направления будущих исследований.
Результаты исследования позволяют дать разностороннее описание профессионального развития в поздней зрелости, представляющее интерес как для психологической науки, так и для практики. В ходе исследования наиболее сильные корреляционные связи были выявлены между мотивацией и психологической готовностью к наставничеству, а также между оценкой окружающей среды и способностью к преодолению трудностей на рабочем месте. В результате факторного анализа были выявлены факторы психологической готовности к наставничеству, самооценки профессиональной деятельности и способности к преодолению трудностей в работе. Кроме того, по результатам исследования были выявлены некоторые различия исследуемых параметров в зависимости от пола, возраста и стажа испытуемых.
По итогам работы, сделан вывод о поздней зрелости как о возрасте развития и его основном ресурсе - жизненном опыте, структуризацию и передачу которого можно считать основной ведущей деятельностью данного этапа развития. Составлены рекомендации по эффективным практикам управления сотрудниками в поздней зрелости, рассмотрены направления будущих исследований.