Взаимосвязь Интернет-зависимости, уровня развития коммуникативных навыков и психологического благополучия подростков

Меньшикова Ирина Геннадьевна

Аннотация


Аннотация.
Данная работа посвящена теме: «Взаимосвязь Интернет-зависимости, уровня развития коммуникативных навыков и психологического благополучия подростков». Актуальность работы обусловлена стремительным развитием социальных сетей и мессенджеров, что приводит к положительным и отрицательным социально-психологическим последствиям.
Проблема данного исследования обусловлена негативным воздействием длительного общения в киберпространстве на коммуникативные навыки и личностные особенности подрастающего поколения.
Цель исследования – выявить взаимосвязь риска интернет-зависимости, уровня развития коммуникативных навыков, одиночества и его видов, и психологического благополучия подростков 13-15 лет.
В теоретической части представлен обзор ключевых понятий работы, таких как: «зависимость» и «Интернет-зависимость», причины их возникновения и формы проявления; «коммуникативная компетенция», ее структура и критерии; «счастье», «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие»; социальное одиночество, его типы и причины возникновения.
В эмпирической части использованы следующие методики: «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот), «Оксфордский опросник счастья» (OHQ), «Тест коммуникативных умений Михельсона» (Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха), «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагина).
В ходе исследования гипотеза о том, что подростки, имеющие Интернет-зависимость (или высокий риск возникновения) проявляют склонность к некомпетентному общению, ощущают себя менее психологически благополучными и более одинокими, чем те подростки, у которых склонность к Интернет-зависимости низкая подтвердилась частично: взаимосвязь уровня риска Интернет-зависимости с уровнем одиночества и психологическим благополучием выявлена на общей выборке, а взаимосвязь между уровнем риска Интернет-зависимости и уровнем коммуникативных навыков подтвердилась только на выборке девушек.