Исследование структуры диспозиционной мотивации достижения в связи с личностными особенностями студентов
Аннотация
Данная выпускная квалификационная работа представляет собой исследование структуры диспозиционной мотивации достижения в связи с личностными особенностями студентов. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью мотивации достижения для всех видов человеческой деятельности, направленной на результат и достижение цели. При этом эмпирических исследований диспозиционной мотивации достижения с учетом ее сложной структуры, в том числе у студентов, недостаточно. В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что мотивация достижения студентов положительно связана с их представлениями об интеллекте и личности как о развивающихся в течение всей жизни, а также положительно коррелирует с принятием ими целей обучения и высокой самооценкой обучения; и высокая мотивация достижения наблюдается у студентов с высокими экстраверсией и эмоциональной стабильностью.
В теоретическом обзоре раскрываются основные понятия и положения, относящиеся к проблеме мотивации достижения (Б. Вайнер, М. Селигман, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен; М.Ш. Магомед-Эминов, Д.А. Леонтьев, Т.О. Гордеева, и др.) и исследованию имплицитных теорий интеллекта и личности (К. Двек, Т.В. Корнилова и др.). Особое внимание уделено модели диспозиционной мотивации достижения Х. Шулера. Теоретический обзор показал недостаточное количество исследований диспозиционной мотивации достижения в связи с личностными особенностями студентов различных направлений.
В эмпирической части исследования проводится изучение мотивации достижения в связи с имплицитными теориями интеллекта и личности студентов, а также в связи с их уровнем экстраверсии, нейротизма, принятия целей обучения и самооценкой. В качестве методик исследования выступили Опросник мотивации достижения Х. Шулера (AMI, 2004) в адаптации О.С. Виндекер, Опросник К. Двек в модификации Т.В. Корниловой и соавт. и Личностный опросник Г. Айзенка. Для обработки данных использовались непараметрические методы статистических вычислений: для сравнительного анализа использовался U-критерий Манна-Уитни, а для корреляционного – коэффициент корреляции Спирмена rs.
В исследовании приняли участие 132 студента Уральского федерального университета. Из 132-х человек 80 студентов – с департамента психологии и 52 студента – с департамента строительного материаловедения. Из 80 студентов-психологов 38 человек (4 юношей и 32 девушки, от 17 до 21 года) с I курса и 42 человека (5 юношей и 37 девушек, от 18 до 23 лет) со II курса. Из 52 студентов-техников 25 человек (10 юношей и 15 девушек, от 17 до 21 года) с I курса и 27 человек (17 юношей и 10 девушек, от 18 до 21 года) со II курса.
В результате исследования было обнаружено, что высокая мотивация достижения связана с высокой экстраверсией. Определено, что носители «Имплицитных теорий роста» превосходят носителей «Имплицитных теорий заданности» по показателям шкал «Смелость», «Гибкость», «Независимость», «Рвение к учёбе», «Уверенность в себе». Выявлено, что у студентов-психологов выше показатели по шкалам «Рвение к учёбе», «Амбиции» и «Принятие целей обучения», а у студентов технического направления по шкале «Соревновательность». В целом по результатам исследования делается вывод о том, что мотивация достижения студентов положительно связана с их представлениями об интеллекте как о развивающемся в течении всей жизни, а также с принятием ими целей обучения и высокой самооценкой обучения.
Ключевые слова: мотивация достижения, имплицитные теории интеллекта и личности, студенты.
В теоретическом обзоре раскрываются основные понятия и положения, относящиеся к проблеме мотивации достижения (Б. Вайнер, М. Селигман, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен; М.Ш. Магомед-Эминов, Д.А. Леонтьев, Т.О. Гордеева, и др.) и исследованию имплицитных теорий интеллекта и личности (К. Двек, Т.В. Корнилова и др.). Особое внимание уделено модели диспозиционной мотивации достижения Х. Шулера. Теоретический обзор показал недостаточное количество исследований диспозиционной мотивации достижения в связи с личностными особенностями студентов различных направлений.
В эмпирической части исследования проводится изучение мотивации достижения в связи с имплицитными теориями интеллекта и личности студентов, а также в связи с их уровнем экстраверсии, нейротизма, принятия целей обучения и самооценкой. В качестве методик исследования выступили Опросник мотивации достижения Х. Шулера (AMI, 2004) в адаптации О.С. Виндекер, Опросник К. Двек в модификации Т.В. Корниловой и соавт. и Личностный опросник Г. Айзенка. Для обработки данных использовались непараметрические методы статистических вычислений: для сравнительного анализа использовался U-критерий Манна-Уитни, а для корреляционного – коэффициент корреляции Спирмена rs.
В исследовании приняли участие 132 студента Уральского федерального университета. Из 132-х человек 80 студентов – с департамента психологии и 52 студента – с департамента строительного материаловедения. Из 80 студентов-психологов 38 человек (4 юношей и 32 девушки, от 17 до 21 года) с I курса и 42 человека (5 юношей и 37 девушек, от 18 до 23 лет) со II курса. Из 52 студентов-техников 25 человек (10 юношей и 15 девушек, от 17 до 21 года) с I курса и 27 человек (17 юношей и 10 девушек, от 18 до 21 года) со II курса.
В результате исследования было обнаружено, что высокая мотивация достижения связана с высокой экстраверсией. Определено, что носители «Имплицитных теорий роста» превосходят носителей «Имплицитных теорий заданности» по показателям шкал «Смелость», «Гибкость», «Независимость», «Рвение к учёбе», «Уверенность в себе». Выявлено, что у студентов-психологов выше показатели по шкалам «Рвение к учёбе», «Амбиции» и «Принятие целей обучения», а у студентов технического направления по шкале «Соревновательность». В целом по результатам исследования делается вывод о том, что мотивация достижения студентов положительно связана с их представлениями об интеллекте как о развивающемся в течении всей жизни, а также с принятием ими целей обучения и высокой самооценкой обучения.
Ключевые слова: мотивация достижения, имплицитные теории интеллекта и личности, студенты.