Исследование жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Лаптева Валерия Вадимовна

Аннотация


Данная работа посвящена исследованию жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования обусловлена значимостью жизнестойкости в процессе преодоления трудных жизненных ситуаций. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существует связь между индивидуально-психологическими особенностями родителей детей с ОВЗ и их жизнестойкостью. В теоретическом обзоре анализируются различные подходы к изучению жизнестойкости (концепции зарубежных авторов: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо; теоретические подходы отечественных авторов: Р. И. Стецишин, В. Д. Шадриков), раскрываются основные понятия синонимичные термину «жизнестойкость» (С. Мадди, Д. А. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Хобфолл, Р. Лазарус, С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко) и рассматриваются подходы к оказанию помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Е. М. Мастюкова, С. Кади, С. А. Анохина).
В ходе анализа эмпирического исследования, было отмечено недостаточное количество работ, направленных на изучение жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Было проведено исследование связи жизнестойкости родителей детей с ОВЗ с их индивидуально-психологическими особенностями, а также связи между уровнем жизнестойкости родителей детей с ОВЗ и возрастом родителей. В качестве методик исследования выступили тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, опросник совладания со стрессом (К. Карвер и др. в адаптации Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордеевой и Е. Н. Осина, 2013), опросник стиля саморегуляции поведения В. И. Моросановой и опросник самоактуализации личности А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (САМОАЛ). Для обработки данных использовались непараметрические методы статистических вычислений: для сравнительного анализа использовался U-критерий Манна Уитни, а для корреляционного – коэффициент корреляции Спирмена rs. Всего в исследовании приняли участие 53 родителя. Из них 37 родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (34 женщины, 3 мужчины) В том числе, 23 женщины с высшим образованием, 3 мужчины с высшим образованием, 1 женщина со неполным высшим образованием, 9 женщин со средне-специальным образованием и 1 женщина со средним образованием. И 16 родителей детей с нормативным развитием, из которых 15 женщин (10 человек с высшим образованием, 4 со средне-профессиональным образованием, 1 со средним общим образованием) и 1 мужчина с высшим образованием. Возраст родителей в обеих выборках – от 23 до 48 лет. Возраст детей с ОВЗ: от 3 до 15 лет. При этом, количество родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста 21, а родителей, воспитывающих детей школьного возраста – 16. Возраст детей с нормативным развитием: от 4 месяцев до 7 лет.
В результате исследования было определено, что
1. Жизнестойкость родителей детей с ОВЗ положительно связана с проявлением общительности, способности перестраивать систему саморегуляции, чувствительностью к своим желаниям и потребностям, адекватной самооценкой, способностью выделять значимые условия достижения цели и креативностью;
2. Уровень жизнестойкости родителей детей с ОВЗ связан со стратегиями совладания со стрессом, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации;
3. Определяющим для проявлений жизнестойкости является наличие нарушений у детей, а не их возраст;
4. Уровень жизнестойкости родителей детей с ОВЗ не связан с возрастом этих родителей.
Полученные в ходе исследования результаты могут лечь в основу психокоррекционной программы, направленной на коррекцию и развитие жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.


Ключевые слова: жизнестойкость, родитель, ребенок, ограниченные возможности здоровья, индивидуально-психологические особенности.