Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и «Я зеркального»
Аннотация
Исследование посвящено изучению социально-психологической адаптации личности в организации в зависимости от модальности «Я-концепции» – «Я-зеркального». «Я-зеркальное» – это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие. Исследование проясняет, является ли «Я-зеркальное» индивида фактором его успешной социально-психологической адаптации в организации.
Раскрыты понятия, близкие к понятию «социально-психологическая адаптация»: «социальная адаптация»; «психологическая адаптация»; «производственная адаптация»; «эффективность адаптации». Рассмотрены объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологической адаптации; адаптивность и адаптированность личности как основные показатели социально-психологической адаптации личности.
Предмет исследования – взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и показателей «Я-зеркального». Изучение указанной взаимосвязи производилось на примере работников торгово-производственной компании г. Екатеринбурга.
Гипотезой исследования является предположение о том, что чем более выражены показатели «Я-зеркального» («зависимость», «независимость», «общительность», «необщительность», «принятие борьбы», «избегание борьбы»), тем выше адаптивность личности. Гипотеза подтвердилась частично: адаптивность личности будет выше только при повышенном уровне независимости. Использовались «Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд» и методика «Q-сортировка» В. Стефансона.
Раскрыты понятия, близкие к понятию «социально-психологическая адаптация»: «социальная адаптация»; «психологическая адаптация»; «производственная адаптация»; «эффективность адаптации». Рассмотрены объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологической адаптации; адаптивность и адаптированность личности как основные показатели социально-психологической адаптации личности.
Предмет исследования – взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и показателей «Я-зеркального». Изучение указанной взаимосвязи производилось на примере работников торгово-производственной компании г. Екатеринбурга.
Гипотезой исследования является предположение о том, что чем более выражены показатели «Я-зеркального» («зависимость», «независимость», «общительность», «необщительность», «принятие борьбы», «избегание борьбы»), тем выше адаптивность личности. Гипотеза подтвердилась частично: адаптивность личности будет выше только при повышенном уровне независимости. Использовались «Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд» и методика «Q-сортировка» В. Стефансона.