Особенности организации концепта «стресс» и стратегий совладания у студентов технических специальностей

Першина Вера Эдуардовна

Аннотация


Целью работы являлось изучить особенности совладающего поведения и особенности организации концепта у первокурсников дневного отделения Химико-технологического института УРФУ. Задачи к работе были следующими: 1) провести обзор литературных источников по исследуемой проблеме (изучить основные подходы и классификации совладающего поведения); 2) исследовать особенности представления о стрессе и копинг-стратегии у студентов технических специальностей; 3) проанализировать полученные данные у студентов-химиков, провести сравнительный анализ гендерных различий. Актуальность данного исследования определяется будущим изучением вопроса стресса студентов, выбираемого им копинг-поведения. Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные результаты по копинг-поведению позволяют спрогнозировать и сформировать наиболее успешные способы преодоления стресса, а также сформулировать соответствующие рекомендации. Основные теоретические источники, на которые мы ориентировались в своей работе, были следующими: 1) Холодная М. А. Стили совладания в юношеском возрасте в контексте. Проблемы интеллектуального контроля совладающего поведения; 2) Холодная М. А. Психология понятийного мышления; 3) Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения; 4) Крюкова Т. Л. О методике диагностики стилей психологического совладания (копинга) у подростков ACS. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: 1) мы выявили, что студенты под стрессом понимают нервное напряжение, выражающееся в усталости и раздражительности; 2) в основном они представляют стресс как состояние человека с его негативными эмоциями; представляют причины стресса как частные признаки; 3) наша первоначальная гипотеза о наличии различий между выбираемыми стратегиями у мужчин и у женщин подтверждается, а также мы нашли взаимосвязь концепта с копингом. Она заключается в том, что усложнение концепта приводит к усилению самообвинения, т.е. по мере увеличения концепта человек в большей степени склонен к чувству вины, а также ответственности за свои поступки. Также усложнение концепта обусловлено уменьшением потребности в социальной поддержке и увеличению замкнутости, уединению (на уровне тенденции).