Связь социально-психологического климата в коллективе с чувством одиночества у старших школьников
Аннотация
Проблема одиночества становится все более актуальной в наши дни, особенно на нее стоит обратить внимание, когда речь идет о старших подростках, одним из основных видов деятельности которых остается интимно-личностное общение.
В работе рассматривается один из аспектов, который может влиять на появление чувства одиночества у старшеклассников: социально-психологический климат в классе, а так же его связь с чувством одиночества.
Исследование проводилось на базе 10х и 11х классов средней школы, выборка составила 138 старшеклассников. Были использованы следующие методики: «Шкала одиночества» (Д. Рассел, Л. Пепло и М. Фергюсон), «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева), Методика «Социометрия» J.L. Moreno в модификации М. Р. Битяновой, Методика «Изучение психологического климата коллектива» (А.Н. Лутошкина).
В ходе исследования была подтверждена связь между социометрическим статусом и чувством одиночества у старшеклассников, однако была опровергнута гипотеза о связи между общим психологическим климатом класса и средним показателем одиночества в нем. Так же по отдельным шкалам были найдены различия между юношами и девушками, обучающимися в старших классах.
В работе рассматривается один из аспектов, который может влиять на появление чувства одиночества у старшеклассников: социально-психологический климат в классе, а так же его связь с чувством одиночества.
Исследование проводилось на базе 10х и 11х классов средней школы, выборка составила 138 старшеклассников. Были использованы следующие методики: «Шкала одиночества» (Д. Рассел, Л. Пепло и М. Фергюсон), «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева), Методика «Социометрия» J.L. Moreno в модификации М. Р. Битяновой, Методика «Изучение психологического климата коллектива» (А.Н. Лутошкина).
В ходе исследования была подтверждена связь между социометрическим статусом и чувством одиночества у старшеклассников, однако была опровергнута гипотеза о связи между общим психологическим климатом класса и средним показателем одиночества в нем. Так же по отдельным шкалам были найдены различия между юношами и девушками, обучающимися в старших классах.