Исследование взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у подростков

Ли Нина

Аннотация


Цель исследования: изучить взаимосвязь уровней самооценки и тревожности у подростков
Методики исследования:
• Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн (адаптация А.М. Прихожан)
• Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина)
• Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина)
При обработке полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, метод корреляционного анализа.
В исследовании приняли участие учащиеся 9 и 10 классов в количестве 60 человек в возрасте от 15 до 17 лет. (21 мальчиков (35%) и 39 девочек (65%)). Большинство подростков 40 человек проживают в полных семьях (66%), остальные 20 человек (34%) – в неполных семьях.
Выявлены достоверные различия у подростков в группе из полных и неполных семей по личностной тревоге по методике «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор». Выявлены достоверные различия в группе мальчиков и девочек по личностной тревожности по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина)» и личностной тревоги по методике «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор».
По результатам корреляционного анализа следует, что между показателями уровня притязаний, уровня самооценки по методике «Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн» и всеми показателями тревожности по двум методикам существует достоверная отрицательная связь.