Психосемантическое исследование феномена воли (на примере студентов-психологов)
Аннотация
Цель работы: выявление индивидуальной психосемантики феномена воли на примере студентов, в том числе особенностей репрезентаций данного термина, полученных методом свободного ассоциативного эксперимента.
Работа состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной. В теоретическую часть входит первая глава, в которой рассматривается развитие представлений о воле в психологии, а так же лексико-семантический анализ понятия воли в русской языковой картине и анализ научных представлений о формировании репрезентаций и психосемантических компонентов понятий. Теоретическую основу исследования составили работы А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии и др.
В экспериментальную часть входит вторая глава, в которой было описано исследование, направленное на выявление связи между частотой употребления слов определенных семантических групп с выраженностью исследованных качеств.
Были использованы следующие методы: свободный ассоциативный эксперимент, опросные методики «Ответственный ли вы человек?» авторства А. Махнача, «Дифференциальный тип рефлексии», «Уровень субъективного контроля».
Выводы экспериментального исследования:
Результаты исследования семантических полей испытуемых подтвердили положение о том, что формирование данного понятия в русской языковой картине сопряжено с большим количеством семантических связей, обусловленных его многоаспектностью и широкому использованию нескольких значений среди носителей русского языка. Несмотря на то, что студенты уже успели сформировать определенные связи данного понятия в психологическом контексте, культурный контекст оказал немалое влияние на представление и репрезентацию термина.
Работа состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной. В теоретическую часть входит первая глава, в которой рассматривается развитие представлений о воле в психологии, а так же лексико-семантический анализ понятия воли в русской языковой картине и анализ научных представлений о формировании репрезентаций и психосемантических компонентов понятий. Теоретическую основу исследования составили работы А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии и др.
В экспериментальную часть входит вторая глава, в которой было описано исследование, направленное на выявление связи между частотой употребления слов определенных семантических групп с выраженностью исследованных качеств.
Были использованы следующие методы: свободный ассоциативный эксперимент, опросные методики «Ответственный ли вы человек?» авторства А. Махнача, «Дифференциальный тип рефлексии», «Уровень субъективного контроля».
Выводы экспериментального исследования:
Результаты исследования семантических полей испытуемых подтвердили положение о том, что формирование данного понятия в русской языковой картине сопряжено с большим количеством семантических связей, обусловленных его многоаспектностью и широкому использованию нескольких значений среди носителей русского языка. Несмотря на то, что студенты уже успели сформировать определенные связи данного понятия в психологическом контексте, культурный контекст оказал немалое влияние на представление и репрезентацию термина.