Связь психоэмоциональных особенностей с детско-родительскими отношениями у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей
Аннотация
Цель исследования: изучить связи показателей психоэмоционального развития детей из полных и неполных семей с детско-родительскими отношениями. Объект: личность ребенка старшего дошкольного возраста. Предмет: психоэмоциональные особенности детей из полных и неполных семей и их связь с детско-родительскими отношениями. Методики: Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка»; «Лесенка» (В.Г. Щур); «Рисунок семьи»; «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Гипотеза исследования: показатели психоэмоционального развития детей старшего дошкольного возраста имеют специфические связи с детско-родительскими отношениями в полных и неполных семьях подтвердилась. Во-первых, у детей из неполных семей выявлено большее количество связей между самооценкой, тревожностью и показателями других методик, чем у детей из полных семей. Во-вторых, самооценка и тревожность детей из неполных семей более связана с их отношением к другим родственникам, а у детей из полных семей – с типами родительского отношения.
Помимо основной гипотезы были выдвинуты частные предположения: 1) существуют различия в родительском отношении к детям в полных и неполных семьях – подтвердилась; 2) существуют различия в уровнях самооценки и тревожности у детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях: у детей из неполных семей уровень самооценки ниже, а тревожности выше, чем у детей из полных семей – подтвердилась; 3) существуют различия у детей из полных и неполных семей в представлениях об отношении к ним значимых взрослых – матери и воспитателя – не подтвердилась; 4) существуют различия у детей из полных и неполных семей в их отношении к отцу: дети из неполных семей ниже оценивают отца, чем дети из полных семей – подтвердилась.
Ключевые слова: психоэмоциональные особенности, полные и неполные семьи, детско-родительские отношения, старший дошкольный возраст.
Гипотеза исследования: показатели психоэмоционального развития детей старшего дошкольного возраста имеют специфические связи с детско-родительскими отношениями в полных и неполных семьях подтвердилась. Во-первых, у детей из неполных семей выявлено большее количество связей между самооценкой, тревожностью и показателями других методик, чем у детей из полных семей. Во-вторых, самооценка и тревожность детей из неполных семей более связана с их отношением к другим родственникам, а у детей из полных семей – с типами родительского отношения.
Помимо основной гипотезы были выдвинуты частные предположения: 1) существуют различия в родительском отношении к детям в полных и неполных семьях – подтвердилась; 2) существуют различия в уровнях самооценки и тревожности у детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях: у детей из неполных семей уровень самооценки ниже, а тревожности выше, чем у детей из полных семей – подтвердилась; 3) существуют различия у детей из полных и неполных семей в представлениях об отношении к ним значимых взрослых – матери и воспитателя – не подтвердилась; 4) существуют различия у детей из полных и неполных семей в их отношении к отцу: дети из неполных семей ниже оценивают отца, чем дети из полных семей – подтвердилась.
Ключевые слова: психоэмоциональные особенности, полные и неполные семьи, детско-родительские отношения, старший дошкольный возраст.