ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Цель исследования – изучение особенностей проявления агрессии девочками и мальчиками подросткового возраста, в том числе с учетом существующих взаимосвязей с различными чертами личности.
Объект исследования – учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности проявления агрессии
девочками и мальчиками.
В основу исследования была положена гипотеза: девочкам и мальчкам подросткового возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические – критический анализ литературы по теме исследования; эмпирические – диагностика: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, методика А. Басса – А. Дарки для определения агрессивности; опросник для оценки настойчивости Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко для диагностики настойчивости; опросник для оценки упорства Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко для диагностики упорства; методы математико статистической обработки и интерпретации данных - критерий U Манна-Уитни, корреляционный анализ.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №163 г. Екатеринбурга. Выборка – 51 ученик восьмых, девятых классов (27 девочек и 25 мальчиков)
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет констатировать:
1. Для девочек свойственно в подростковом возрасте косвенная агрессия и чувство вины, также девочки, характеризующиеся агрессивностью, раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной формам агрессии, также присутствует тенденция проявлять наравне с враждебностью чувство обиды, раздражительности и чувство вины. Девочкам-экстравертам свойственно проявление негативизма. А интровертам – раздражение, обида, подозрительность, чувство вины, враждебность. А такая волевая черта личности, как настойчивость уменьшает проявление косвенной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, враждебности и агрессивности. Тревожность у девочек выявила связь с раздражением.
2. Мальчики в подростковом возрасте имеют тенденцию к проявлению
физической агрессии. Как черта личности, агрессия у мальчиков выше, чем у девочек. Также высокий уровень взаимосвязи агрессивности, враждебности, обиды, негативизма и раздражения, также мальчики, имеющие высокий уровень агрессивности, склонны к вербальной и физической агрессии, враждебность имеет высокую степень связи с подозрительностью. Мальчикам с физической агрессией, также свойственно ригидность. А при угрызении совести выявлена связь с сензитивностью и тревожностью.
3. Уровни агрессии не имеют различий между мальчиками и девочками.
4. Агрессивность всей выборки в пределах нормы.
Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что девочкам и мальчикам присущи гендерно-специфические проявления агрессии
Объект исследования – учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности проявления агрессии
девочками и мальчиками.
В основу исследования была положена гипотеза: девочкам и мальчкам подросткового возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические – критический анализ литературы по теме исследования; эмпирические – диагностика: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, методика А. Басса – А. Дарки для определения агрессивности; опросник для оценки настойчивости Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко для диагностики настойчивости; опросник для оценки упорства Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко для диагностики упорства; методы математико статистической обработки и интерпретации данных - критерий U Манна-Уитни, корреляционный анализ.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №163 г. Екатеринбурга. Выборка – 51 ученик восьмых, девятых классов (27 девочек и 25 мальчиков)
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет констатировать:
1. Для девочек свойственно в подростковом возрасте косвенная агрессия и чувство вины, также девочки, характеризующиеся агрессивностью, раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной формам агрессии, также присутствует тенденция проявлять наравне с враждебностью чувство обиды, раздражительности и чувство вины. Девочкам-экстравертам свойственно проявление негативизма. А интровертам – раздражение, обида, подозрительность, чувство вины, враждебность. А такая волевая черта личности, как настойчивость уменьшает проявление косвенной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, враждебности и агрессивности. Тревожность у девочек выявила связь с раздражением.
2. Мальчики в подростковом возрасте имеют тенденцию к проявлению
физической агрессии. Как черта личности, агрессия у мальчиков выше, чем у девочек. Также высокий уровень взаимосвязи агрессивности, враждебности, обиды, негативизма и раздражения, также мальчики, имеющие высокий уровень агрессивности, склонны к вербальной и физической агрессии, враждебность имеет высокую степень связи с подозрительностью. Мальчикам с физической агрессией, также свойственно ригидность. А при угрызении совести выявлена связь с сензитивностью и тревожностью.
3. Уровни агрессии не имеют различий между мальчиками и девочками.
4. Агрессивность всей выборки в пределах нормы.
Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что девочкам и мальчикам присущи гендерно-специфические проявления агрессии