ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Морозова Надежда Эдуардовна

Аннотация


ВКР посвящена теме «ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ». Её актуальность связана с тем, что в подростковом возрасте происходит формирование индивидуально-личностных особенностей, и ключевую роль в этом процессе играет восприятие подростком родительского отношения к нему.
В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной, рисуночный тест «Человек под дождем» Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Кудзилова, методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Основная гипотеза о том, что существует связь между самооценкой, стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении к ним: чем выше уровень самооценки и стрессоустойчивости подростков, тем выше они оценивают уровень позитивного родительского интереса и степень принятия их родителями, подтвердилась частично. Было установлено наличие связей между самооценкой подростков и их представлениями о родительском отношении к ним, но не было установлено наличия связей между стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении к ним. Согласно результатам исследования, самооценка подростков в большей степени связана с восприятием отношения к ним матерей и в меньшей степени – отцов.
Гипотеза о том, что имеются различия в показателях самооценки, стрессоустойчивости и в представлениях о родительском отношении к ним у подростков 13-14 лет (семиклассников) и 16-17 лет (десятиклассников), также подтвердилось частично: различия установлены по ряду шкал самооценки, притязаний и представлений о родительском отношении, но не установлены по стрессоустойчивости.