ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
Проблема изучения учебной мотивации современных школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для учащихся, заканчивающих обучение после 9 и 11 лет обучения.
Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
Проблема мотивации к обучению обусловлено еще и личностным становлением подростков, которые стремятся к самоутверждению и самореализации, но уровень учебной успеваемости не позволяет это сделать в образовательном процессе. Современные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы на выпускника школы, у которого должно быть сформировано «умение учиться» (одно из универсальных учебных действий – УУД). Однако на практике работа по данному направлению не соответствует заявленным требованиям. Таким образом, мотивацию к обучению можно считать одним из критериев процесса формирования УУД.
Такие аспекты мотивационной деятельности, как мотивация успехом или мотивацией на избегание неудач рассматриваются в работах Л.Л. Михайлова, С.В. Котова.[32, 18]
Вопросы исследования учебной мотивации поднимались в трудах Т. В. Степановой [44].
Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
Проблема мотивации к обучению обусловлено еще и личностным становлением подростков, которые стремятся к самоутверждению и самореализации, но уровень учебной успеваемости не позволяет это сделать в образовательном процессе. Современные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы на выпускника школы, у которого должно быть сформировано «умение учиться» (одно из универсальных учебных действий – УУД). Однако на практике работа по данному направлению не соответствует заявленным требованиям. Таким образом, мотивацию к обучению можно считать одним из критериев процесса формирования УУД.
Такие аспекты мотивационной деятельности, как мотивация успехом или мотивацией на избегание неудач рассматриваются в работах Л.Л. Михайлова, С.В. Котова.[32, 18]
Вопросы исследования учебной мотивации поднимались в трудах Т. В. Степановой [44].