ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ

Веденкина Ирина Павловна

Аннотация


ВКР посвящена теме «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ».
Тема актуальна и может представлять интерес, как для преподавателей, так и для школьных психологов, а так же для родителей подростков. Понимать, какими психологическими защитами пользуются подростки, и какие из них наиболее актуальны, помогут лучше понять подростка и его поведение в неблагоприятных ситуациях.
Объект – психологические защиты в подростковом возрасте
Предмет – особенности психологических защит подростков с разными типами акцентуаций.
Цель работы – определить особенности психологических защит подростков с разными типами акцентуаций.
В ходе теоретического анализа научной литературы было выделено множество механизмов психологической защиты. В подростковом периоде основной формой психологической защиты являются фантазии. В фантазиях подросток отыгрывает агрессию. Акцентуация характера – это гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими.
В эмпирическом исследовании принимали участие старшие подростки в возрасте от 15-16 лет в количестве 77 человек, из них 39 девушек и 38 мальчиков.
В качестве методик психодиагностического исследования использовались:
1. Анкета для учащихся, с помощью которой выявлялись основные социально-демографические характеристики: пол, возраст, уровень успеваемости по основным учебным предметам, состав семьи, наличие сиблингов, порядок рождения, уровень жизни семьи.
2. Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика – Г. Келлермана – Х. Конта в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ершова, Е.Б. Ерышева.
3. Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека с целью диагностики акцентуаций характера.
Методы обработки данных были применены корректно. На основании полученных результатов сделаны следующие выводы.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что формирование психологических защит у подростков взаимосвязано с развитием у них акцентуаций характера. У старших подростков с демонстративной и экзальтированной акцентуациями характера будут доминировать вытеснение и отрицание, с циклотимной и дистимией – регрессия и компенсация, с застревающей акцентуацией – проекция, с возбудимой акцентуацией – замещение, с педантичной акцентуацией – интеллектуализация, с эмотивной и тревожной акцентуацией – реактивное образование.