Физико-механические и функциональные свойства алюмоматричных композитов с упрочняющими карбидными и оксидными частицами
Аннотация
Разработка эффективных способов получения и исследование структуры и свойств дисперсноупрочненных алюмоматричных композитов (АМК) с порошковыми наполнителями из дисперсных карбидных и оксидных частиц (В4С, SiC, Al2O3, TixCy, ZrO2) является одним из актуальных направлений развития современного отечественного и зарубежного материаловедения [1-4]. Данные композиты находят все более широкое применение в качестве конструкционного, износостойкого, нейтронозащитного и противобаллистического материала в специальном и транспортном машиностроении, атомной и авиакосмической промышленности. При этом весьма актуальной является проблема обоснования выбора размеров, формы, количества частиц твердой фазы и расстояние между ними в матрице, позволяющих изготавливать изделия с требуемым уровнем механических и функциональных свойств.
Достоинством алюмоматричных композиционных материалов является высокая удельная прочность по сравнению с традиционными конструктивными материалами. Этот фактор является определяющим на транспорте: эффективность применения новых материалов проявляется в облегчении и удешевлении подвижного состава. Согласно прогнозам, в будущем более трети общего объема выпуска композитов будет использовано в изготовлении технических средств на¬земного транспорта.
В диссертационной работе представлены результаты исследования структуры, физико-механических и трибологических свойств, а также микростроения изломов и поверхностей абразивного износа АМК с упрочняющими карбидными и оксидными частицами.
Достоинством алюмоматричных композиционных материалов является высокая удельная прочность по сравнению с традиционными конструктивными материалами. Этот фактор является определяющим на транспорте: эффективность применения новых материалов проявляется в облегчении и удешевлении подвижного состава. Согласно прогнозам, в будущем более трети общего объема выпуска композитов будет использовано в изготовлении технических средств на¬земного транспорта.
В диссертационной работе представлены результаты исследования структуры, физико-механических и трибологических свойств, а также микростроения изломов и поверхностей абразивного износа АМК с упрочняющими карбидными и оксидными частицами.