Прочность и устойчивость ограждающих конструкций котлованов и подземных сооружений, возводимых открытым способом
Аннотация
При устройстве котлованов в плотной городской застройке глубиной свыше 4 м используются различного рода конструктивные и технологические мероприятия по ограждению котлованов, обеспечивающие их устойчивость, прочность и деформативность [7]. В последнее время кроме традиционных методов устройства ограждений из шпунтовых профилей, раскрепляемых анкерными и распорными элементами, стали активно применяться сравнительно новые технологические методы.
Устройство бортов глубоких котлованов в условиях городской застройки имеет свои особенности. В первую очередь это касается ограничений по безопасности устройства ограждений котлованов с помощью забивки свай или металлического шпунта из-за негативного воздействия на фундаменты и стены близко расположенных зданий. Одним из основных направлений проектирования ограждений глубоких котлованов и современного подземного строительства является обеспечение максимальной сохранности и эксплуатационной надежности существующей застройки в совокупности с постоянным увеличением безопасности ведения строительных и проходческих работ [8].
Расчет различных конструктивных решений стен глубоких котлованов требует огромной ответственности. При этом в практике проектирования подпорных стенок и ограждений глубоких котлованов, в частности, распространенных стенок из металлического и железобетонного шпунта, до настоящего времени широко используются методы определения распора и отпора грунта, базирующиеся на теории давлений [9].
Изучая тему прочности и устойчивости ограждающих конструкций котлованов в условиях Екатеринбурга, можно сказать, что ограждение котлована в идеальном случае должно содержать в себе следующие функции: воспринимать боковое давление грунта, являться противофильтрационной завесой и воспринимать гидростатическое давление подземных вод, при необходимости воспринимать вертикальные нагрузки, минимизировать влияние котлована на окружающую застройку.
Устройство глубоких котлованов как первопричина подземного строительства считается одним из важных и стремительно развиваемых направлений в строительстве гражданского и промышленного назначения. Способствованию этому развитию предшествуют факторы, включающие в себя требования развития городской инфраструктуры, высокую цена за удельную единицу площади земли в городе и нехватку свободных территорий в условиях исторически сформировавшейся застройки. На текущий момент устройство ограждений глубоких котлованов в городах используется не только для строительства многоэтажных подземных стоянок и гаражей, комплексов общественно-бытового назначения, предприятий торговли, помещений заглубленных частей жилых и офисных зданий, но и для размещения инженерных коммуникаций и объектов транспортного строительства [10].
Перед автором ставится задача рассмотреть тему прочности и устойчивости ограждающих конструкций глубоких котлованов, изучить отдельные вопросы устройства глубоких котлованов и предложить строительство подземного комплекса УрФУ с применением эффективного метода устройства глубокого котлована в стесненных городских условиях Екатеринбурга с учетом ограниченности территориальных ресурсов.
Устройство бортов глубоких котлованов в условиях городской застройки имеет свои особенности. В первую очередь это касается ограничений по безопасности устройства ограждений котлованов с помощью забивки свай или металлического шпунта из-за негативного воздействия на фундаменты и стены близко расположенных зданий. Одним из основных направлений проектирования ограждений глубоких котлованов и современного подземного строительства является обеспечение максимальной сохранности и эксплуатационной надежности существующей застройки в совокупности с постоянным увеличением безопасности ведения строительных и проходческих работ [8].
Расчет различных конструктивных решений стен глубоких котлованов требует огромной ответственности. При этом в практике проектирования подпорных стенок и ограждений глубоких котлованов, в частности, распространенных стенок из металлического и железобетонного шпунта, до настоящего времени широко используются методы определения распора и отпора грунта, базирующиеся на теории давлений [9].
Изучая тему прочности и устойчивости ограждающих конструкций котлованов в условиях Екатеринбурга, можно сказать, что ограждение котлована в идеальном случае должно содержать в себе следующие функции: воспринимать боковое давление грунта, являться противофильтрационной завесой и воспринимать гидростатическое давление подземных вод, при необходимости воспринимать вертикальные нагрузки, минимизировать влияние котлована на окружающую застройку.
Устройство глубоких котлованов как первопричина подземного строительства считается одним из важных и стремительно развиваемых направлений в строительстве гражданского и промышленного назначения. Способствованию этому развитию предшествуют факторы, включающие в себя требования развития городской инфраструктуры, высокую цена за удельную единицу площади земли в городе и нехватку свободных территорий в условиях исторически сформировавшейся застройки. На текущий момент устройство ограждений глубоких котлованов в городах используется не только для строительства многоэтажных подземных стоянок и гаражей, комплексов общественно-бытового назначения, предприятий торговли, помещений заглубленных частей жилых и офисных зданий, но и для размещения инженерных коммуникаций и объектов транспортного строительства [10].
Перед автором ставится задача рассмотреть тему прочности и устойчивости ограждающих конструкций глубоких котлованов, изучить отдельные вопросы устройства глубоких котлованов и предложить строительство подземного комплекса УрФУ с применением эффективного метода устройства глубокого котлована в стесненных городских условиях Екатеринбурга с учетом ограниченности территориальных ресурсов.