Совершенствование мотивации труда персонала предприятия ООО Ирбитский хлебозавод
Аннотация
Результативность работы сотрудника зависит от двух факторов. Первый и, как показывает практика, не самый главный - профессиональные знания, умения и навыки, компетенция специалиста. Второй - отношение сотрудника к работе, желание ее выполнять, то есть уровень мотивации. Чтобы организация была эффективной, руководителю просто необходимо создавать систему мотивации и поддерживать в работниках тот настрой, который и приводит к высоким достижениям.
По оценкам экспертов, профессионализм сотрудников определяет только 15% результата, а остальные 85% зависят от их отношения к своей работе. Ведь, как сказал Г. Марри, тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. Олимпийские чемпионы далеко не всегда отличаются от проигравших спортсменов лучшей формой и технической подготовкой, однако они более мотивированы на победу, настроены на получение максимального результата.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, носит персонифицированный характер; это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей.
Мотивационную структуру человека нужно рассматривать как основу его действий. Она характеризуется определенной стабильностью, но может меняться в процессе воспитания человека, по мере роста его образования и других условий.
Мотивированное поведение личности исходит из индивидуальных различий структуры мотивов и конкретной ситуации. Изменить мотивацию поведения работника можно лишь посредством соответственно подобранных стимулов.
Стимул – это внешнее побуждение к деятельности, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т. д. Стимулы – это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий [3,с.166].
Мотивация трудовой деятельности работников занимает одно из первых мест в управлении персоналом современных компаний, поскольку именно она оказывает прямое влияние на поведение сотрудников, что в конечном итоге влияет на результаты деятельности каждого подразделения и организации в целом. Продуманная система мотивации позволяет компании достичь своих стратегических целей, постоянно развивать бизнес и повышать статус предпочтительного работодателя.
Совершенствование мотивации труда персонала предприятия - процесс сложный и непрерывный. С одной стороны, при создании мотивационной системы приходится учитывать множество факторов: цели и задачи самих сотрудников, стратегию организации, корпоративную культуру, имеющиеся ресурсы, кадровую политику. С другой стороны, происходящие в организации изменения постоянны: перед ней возникают новые задачи, обновляются способы их решения, мотивационные ресурсы, да и сами люди со своими потребностями и взглядами не остаются неизменными. Поэтому невозможно раз и навсегда создать успешную систему поощрений, а потом долгое время ее эксплуатировать.
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективность мотивации персонала производственного предприятия определяется таким основополагающим фактором, как конкурентоспособность. В связи с этим теоретические основы построения механизма совершенствования мотивации сотрудников производственного предприятия, приспособленной к российской специфике, нуждаются в дальнейшей разработке. В настоящее время практические шаги в направлении использования механизмов мотивации персонала производственного предприятия находятся на стадии совершенствования.
Развитие рыночных отношений в России требует постоянного обновления и совершенствования системы мотивации и стимулирования труда, поскольку существующие механизмы мотивации персонала компании оказываются неэффективными.
В настоящее время обострились проблемы пополнения кадрового потенциала менеджеров производственных предприятий, способных эффективно управлять людьми и рабочим процесссом. При этом значительно снизилась эффективность деятельности сотрудников управленческого труда, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых, организационно-технологических и др.). В этой связи возникает необходимость совершенствования мотивации персонала производственных предприятий как функции управления современной организацией в области производства.
Во многих российских предприятиях занимаются разработкой и внедрением различных систем мотивации персонала. И тем не менее сложность проблемы состоит в том, что не совсем понятно, как сформировать такую систему, которая обеспечит достижение целей и задач организации и при этом создаст возможность для максимального удовлетворения потребностей персонала организации.
Степень научной разработанности проблемы. Весомый вклад в понимание сущности и содержания мотивации труда внесли такие известные ученые-экономисты, как Кейнс Дж., Маршалл А., Милль Дж., Рикардо Д., Смит А., Шумпетер Й. Ими, однако основу современных теорий мотивации заложили такие зарубежные ученые, как Вебер М., Друкер П., Маслоу А., Мейо Э., Саймон Г., Слоан А., Тейлор Ф., Файоль А., Фоллетт М., ХерцберФ.
В отечественной и зарубежной экономической науке исследованы отдельные компоненты мотивационного механизма (трудовое поведение, удовлетворенность трудом, сбалансированная система показателей и менеджмент знаний как механизмы мотивации персонала) в научных работах Белкина В.Н., Беляевой И.Ф., Бобкова В.Н., Велыиа А.Г., Волгина H.A., Гапоненко A. Л и др.
Несмотря на достаточное количество работ по проблеме мотивации трудовой деятельности персонала предприятия, теоретические и практические аспекты развития мотивации персонала как функции в управлении производственного предприятия на современном этапе рыночных преобразований в России раскрыты недостаточно, что и обусловило выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – совершенствование системы мотивации в ООО "Ирбитский хлебозавод".
Объект исследования – управление персоналом в ООО "Ирбитский хлебозавод".
Предмет исследования – мотивация работников в ООО "Ирбитский хлебозавод".
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
- рассмотреть современные концепции мотивации и стимулирования персонала, элементы системы мотивации, подходы к разработке этапов совершенствования системы мотивации на предприятии;
- проанализировать деятельность предприятия, структуру персонала организации, существующую систему мотивации в ООО "Ирбитский хлебозавод" и удовлетворенность трудом работников;
- разработать проект совершенствования системы мотивации для ООО "Ирбитский хлебозавод" и рассчитать социально-экономическую эффективность предлагаемых рекомендаций.
Теоретическая и методологическая основа дипломного проекта основана на теоретических разработках, сформулированных в работах отечественных и зарубежных ученых по экономике и мотивации труда. Методы исследования: экономико-математический, экономико-социологический анализ, анкетирование и анализ статистических данных.
Для анализа уровня удовлетворенности системой мотивации в ООО«Ирбитский хлебозавод» был проведен мною опрос работающих сотрудников о основных возможных причина увольнения при решении уволиться из организации. Было опрошено 100 чел. среди разных категорий персонала, что приблизительно 40% от общей численности персонала Цель опроса – выявить причины потенциальной текучести кадров для составления объективности картины о системе мотивации на предприятии со стороны персонала.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа теоретических и практических исследований мотивации персонала предприятия разработаны мероприятия по стимулированию и мотивации работодателей и наемных рабочих предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические выводы доведены до практических рекомендаций по построению эффективных механизмов мотивации персонала предприятия.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В дипломной работе теоретическая часть направлена на рассмотрение понятия и структуры мотивационного процесса, классификации методов мотивации персонала, системы управления персоналом.
Вторая часть посвящена общей характеристики предприятия: Место предприятия на рынке, анализ системы мотивации труда, удовлетворенность работников системой мотивации.
В третьей части дипломной работы рассмотрены проблемы и пробелы мотивации труда на предприятии, предложены меры по улучшению мотивации труда на предпритяии ООО «Ирбитский хлебозавод».
Четвертая часть посвящена экологии и безопасности жизнедеятельности. Создание благоприятных условий труда имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда.
По оценкам экспертов, профессионализм сотрудников определяет только 15% результата, а остальные 85% зависят от их отношения к своей работе. Ведь, как сказал Г. Марри, тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. Олимпийские чемпионы далеко не всегда отличаются от проигравших спортсменов лучшей формой и технической подготовкой, однако они более мотивированы на победу, настроены на получение максимального результата.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, носит персонифицированный характер; это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей.
Мотивационную структуру человека нужно рассматривать как основу его действий. Она характеризуется определенной стабильностью, но может меняться в процессе воспитания человека, по мере роста его образования и других условий.
Мотивированное поведение личности исходит из индивидуальных различий структуры мотивов и конкретной ситуации. Изменить мотивацию поведения работника можно лишь посредством соответственно подобранных стимулов.
Стимул – это внешнее побуждение к деятельности, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т. д. Стимулы – это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий [3,с.166].
Мотивация трудовой деятельности работников занимает одно из первых мест в управлении персоналом современных компаний, поскольку именно она оказывает прямое влияние на поведение сотрудников, что в конечном итоге влияет на результаты деятельности каждого подразделения и организации в целом. Продуманная система мотивации позволяет компании достичь своих стратегических целей, постоянно развивать бизнес и повышать статус предпочтительного работодателя.
Совершенствование мотивации труда персонала предприятия - процесс сложный и непрерывный. С одной стороны, при создании мотивационной системы приходится учитывать множество факторов: цели и задачи самих сотрудников, стратегию организации, корпоративную культуру, имеющиеся ресурсы, кадровую политику. С другой стороны, происходящие в организации изменения постоянны: перед ней возникают новые задачи, обновляются способы их решения, мотивационные ресурсы, да и сами люди со своими потребностями и взглядами не остаются неизменными. Поэтому невозможно раз и навсегда создать успешную систему поощрений, а потом долгое время ее эксплуатировать.
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективность мотивации персонала производственного предприятия определяется таким основополагающим фактором, как конкурентоспособность. В связи с этим теоретические основы построения механизма совершенствования мотивации сотрудников производственного предприятия, приспособленной к российской специфике, нуждаются в дальнейшей разработке. В настоящее время практические шаги в направлении использования механизмов мотивации персонала производственного предприятия находятся на стадии совершенствования.
Развитие рыночных отношений в России требует постоянного обновления и совершенствования системы мотивации и стимулирования труда, поскольку существующие механизмы мотивации персонала компании оказываются неэффективными.
В настоящее время обострились проблемы пополнения кадрового потенциала менеджеров производственных предприятий, способных эффективно управлять людьми и рабочим процесссом. При этом значительно снизилась эффективность деятельности сотрудников управленческого труда, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых, организационно-технологических и др.). В этой связи возникает необходимость совершенствования мотивации персонала производственных предприятий как функции управления современной организацией в области производства.
Во многих российских предприятиях занимаются разработкой и внедрением различных систем мотивации персонала. И тем не менее сложность проблемы состоит в том, что не совсем понятно, как сформировать такую систему, которая обеспечит достижение целей и задач организации и при этом создаст возможность для максимального удовлетворения потребностей персонала организации.
Степень научной разработанности проблемы. Весомый вклад в понимание сущности и содержания мотивации труда внесли такие известные ученые-экономисты, как Кейнс Дж., Маршалл А., Милль Дж., Рикардо Д., Смит А., Шумпетер Й. Ими, однако основу современных теорий мотивации заложили такие зарубежные ученые, как Вебер М., Друкер П., Маслоу А., Мейо Э., Саймон Г., Слоан А., Тейлор Ф., Файоль А., Фоллетт М., ХерцберФ.
В отечественной и зарубежной экономической науке исследованы отдельные компоненты мотивационного механизма (трудовое поведение, удовлетворенность трудом, сбалансированная система показателей и менеджмент знаний как механизмы мотивации персонала) в научных работах Белкина В.Н., Беляевой И.Ф., Бобкова В.Н., Велыиа А.Г., Волгина H.A., Гапоненко A. Л и др.
Несмотря на достаточное количество работ по проблеме мотивации трудовой деятельности персонала предприятия, теоретические и практические аспекты развития мотивации персонала как функции в управлении производственного предприятия на современном этапе рыночных преобразований в России раскрыты недостаточно, что и обусловило выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – совершенствование системы мотивации в ООО "Ирбитский хлебозавод".
Объект исследования – управление персоналом в ООО "Ирбитский хлебозавод".
Предмет исследования – мотивация работников в ООО "Ирбитский хлебозавод".
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
- рассмотреть современные концепции мотивации и стимулирования персонала, элементы системы мотивации, подходы к разработке этапов совершенствования системы мотивации на предприятии;
- проанализировать деятельность предприятия, структуру персонала организации, существующую систему мотивации в ООО "Ирбитский хлебозавод" и удовлетворенность трудом работников;
- разработать проект совершенствования системы мотивации для ООО "Ирбитский хлебозавод" и рассчитать социально-экономическую эффективность предлагаемых рекомендаций.
Теоретическая и методологическая основа дипломного проекта основана на теоретических разработках, сформулированных в работах отечественных и зарубежных ученых по экономике и мотивации труда. Методы исследования: экономико-математический, экономико-социологический анализ, анкетирование и анализ статистических данных.
Для анализа уровня удовлетворенности системой мотивации в ООО«Ирбитский хлебозавод» был проведен мною опрос работающих сотрудников о основных возможных причина увольнения при решении уволиться из организации. Было опрошено 100 чел. среди разных категорий персонала, что приблизительно 40% от общей численности персонала Цель опроса – выявить причины потенциальной текучести кадров для составления объективности картины о системе мотивации на предприятии со стороны персонала.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа теоретических и практических исследований мотивации персонала предприятия разработаны мероприятия по стимулированию и мотивации работодателей и наемных рабочих предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические выводы доведены до практических рекомендаций по построению эффективных механизмов мотивации персонала предприятия.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В дипломной работе теоретическая часть направлена на рассмотрение понятия и структуры мотивационного процесса, классификации методов мотивации персонала, системы управления персоналом.
Вторая часть посвящена общей характеристики предприятия: Место предприятия на рынке, анализ системы мотивации труда, удовлетворенность работников системой мотивации.
В третьей части дипломной работы рассмотрены проблемы и пробелы мотивации труда на предприятии, предложены меры по улучшению мотивации труда на предпритяии ООО «Ирбитский хлебозавод».
Четвертая часть посвящена экологии и безопасности жизнедеятельности. Создание благоприятных условий труда имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда.