Сравнение психофизиологических особенностей одаренных детей на основе ритмов ЭЭГ

Бунтов Максим Андреевич

Аннотация


Данная работа посвящена исследованию психофизиологических особенностей одаренных старшеклассников. Для исследования использовалась регистрация ритмов головного мозга при помощи электроэнцефалограммы. Данная работа интересна как в плане возрастной физиологии и биологии индивидуального развития, так и в плане развития общества, для которого одаренные дети важны как ресурс.Одаренность по Рензулли - совокупность 3-х групп человеческих качеств: способности интеллекта выше среднего уровня; сильная увлеченность в направлении деятельности и высокий уровень креативности. В данной работе критерий одаренности был сужен до того, что отбирались учащиеся, достигшие высоких достижений в учебном и научном направлении по своему профилю.
Объектом работы являются учащиеся старших классов возрастом 16-17 лет. Участники были отобраны из классов по профилям биология и физика по 4 из каждого, которые получали наиболее высокие результаты при решении профильных олимпиад и пробных ЕГЭ по профилю.
Предметом исследования являются изменения психофизиологических характеристик одаренных детей в зависимости от профиля класса.
Цель работы - провести психофизиологическое исследование одаренных детей разного профиля при помощи метода ЭЭГ.
Были сформированы задачи, которые включали в себя регистрацию биоэлектрических сигналов головного мозга (альфа-, бета-, дельта- и тета-ритм) обоих полушарий каждого участника эксперимента в спокойном состоянии и в процессах решения профильного и не профильного ЕГЭ, с целью дальнейшего сравнения показателей для каждого участника эксперимента в разных состояниях и сравнения показателей в разных состояниях между участниками, особый интерес был в сравнении показателей по профилям.Регистрация проводилась при помощи комплекса Biopac. В результате было получено, что выбранные характеристики во многом являются индивидуальными не зависимо от состояния. Было обнаружено, что частота любого ритма не является информативным критерием в рамках данного исследования. Была выявлена закономерность: рост амплитуды дельта-ритма у каждого участника во время интеллектуальной нагрузки.Амплитуды ритмов были сортированы по значимости и достоверности изменений по убыванию:
1) Амплитуда дельта-ритма;
2) Амплитуда альфа-ритма;
3) Амплитуда тета-ритма;
4) Амплитуда бета-ритма.