Профессиональная ориентация старших школьников как фактор их трудоустройства по выбранной специальности
Аннотация
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно к нему сложившимися субъективным профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.
Несомненно, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому – исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, а значит, и достойного уровня жизни граждан.
Исходя из этой сформулированной проблемы исследования, нами была определена тема «Профессиональная ориентация старших школьников как фактор их трудоустройства по выбранной специальности».
Объект исследования: Профессиональная ориентация старших школьников
Предмет исследования: Формы профессиональной ориентации старших школьников
Цель исследования: разработка форм профориентационной работы со старшими школьниками.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и определить содержание профориентационной работы со старшими школьниками на современном этапе.
2. Охарактеризовать систему профессиональной ориентации старших школьников в профессиональной образовательной организации через проблемы трудоустройства и трудовой адаптации выпускников этих организаций.
3. Проанализировать особенности профориентацинной работы в ГАПОУ Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум» через проведение исследования.
4. Разработать программу профессиональной ориентации старших школьников.
5. Разработать практические рекомендации по реализации программы для преподавателей профессиональных образовательных организаций.
Гипотеза исследования: Трудоустройство старших школьников по выбранной специальности будет обеспечено, если их профессиональная ориентации будет реализована поэтапно.
Технологии исследовательской работы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, изучение документов и информационных материалов, применение методик эмпирического исследования: анкетирование и наблюдение.
Проведенное нами исследование вносит вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьник, материалы исследования и результаты могут быть использованы специалистами общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- разработана программа профессиональной ориентации старших школьников;
- расширены научные представления о зависимости профориентационной работы и трудоустройстве по выбранной специальности.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «профессиональная ориентация» на современном этапе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработаны практические рекомендации по реализации программы для преподавателей профессиональных образовательных организаций;
- результаты и материалы исследования используются в практике работы ГАПОУ Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе расстраивается профориентационная работа со старшими школьниками на современном этапе и проблемы трудоустройства и трудовой адаптации выпускников профессиональных образовательных организаций.
Во второй главе представлены результаты исследования состояния профориентационной работы со старшими школьниками города Заречный, разработана программа профессиональной ориентации старших школьников и даны практические рекомендации для ее реализации.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.
Несомненно, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому – исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престиж нашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, а значит, и достойного уровня жизни граждан.
Исходя из этой сформулированной проблемы исследования, нами была определена тема «Профессиональная ориентация старших школьников как фактор их трудоустройства по выбранной специальности».
Объект исследования: Профессиональная ориентация старших школьников
Предмет исследования: Формы профессиональной ориентации старших школьников
Цель исследования: разработка форм профориентационной работы со старшими школьниками.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и определить содержание профориентационной работы со старшими школьниками на современном этапе.
2. Охарактеризовать систему профессиональной ориентации старших школьников в профессиональной образовательной организации через проблемы трудоустройства и трудовой адаптации выпускников этих организаций.
3. Проанализировать особенности профориентацинной работы в ГАПОУ Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум» через проведение исследования.
4. Разработать программу профессиональной ориентации старших школьников.
5. Разработать практические рекомендации по реализации программы для преподавателей профессиональных образовательных организаций.
Гипотеза исследования: Трудоустройство старших школьников по выбранной специальности будет обеспечено, если их профессиональная ориентации будет реализована поэтапно.
Технологии исследовательской работы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, изучение документов и информационных материалов, применение методик эмпирического исследования: анкетирование и наблюдение.
Проведенное нами исследование вносит вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьник, материалы исследования и результаты могут быть использованы специалистами общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- разработана программа профессиональной ориентации старших школьников;
- расширены научные представления о зависимости профориентационной работы и трудоустройстве по выбранной специальности.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «профессиональная ориентация» на современном этапе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработаны практические рекомендации по реализации программы для преподавателей профессиональных образовательных организаций;
- результаты и материалы исследования используются в практике работы ГАПОУ Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе расстраивается профориентационная работа со старшими школьниками на современном этапе и проблемы трудоустройства и трудовой адаптации выпускников профессиональных образовательных организаций.
Во второй главе представлены результаты исследования состояния профориентационной работы со старшими школьниками города Заречный, разработана программа профессиональной ориентации старших школьников и даны практические рекомендации для ее реализации.