Исследование взаимосвязи профессиональных интересов с личностными особенностями старшеклассников

Тюнина Надежда Вячеславовна

Аннотация


Актуальность данной работы заключается в том что, вопрос профессионального самоопределения остро стоит во всех общеобразовательных учреждениях нашей страны. Каждый год школы выпускают огромное количество молодых юношей и девушек, которые, подчас, до последнего момента не знают, в какой сфере профессиональной деятельности они хотели бы раскрыть свои способности. Недавние старшеклассники не обладают полной информацией о многообразии существующих профессий, и, что более значимо, не могут выделить для себя сферу профессиональных интересов.
Тем временем, обществу нужны специалисты, способные эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, увлеченные тем, что они делают, с желанием развиваться. Для того, чтобы стать таким специалистом, многим старшеклассникам требуется квалифицированная помощь в этом вопросе. Мы считаем, что в этот период учащиеся нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и руководстве в ориентировании в областях профессий. При этом, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
В теоретической части представлен обзор проблемы профессионального самоопределения, профессиональных интересов старшеклассников к будущей трудовой деятельности, выявляются психологические особенности самоопределения, а также рассматриваются и учитываются особенности мотивационно-смысловой сферы школьника.
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий:
1. Опросник Л.А. Йовайши (профориентационная личностная методика);
2. Анкета мотивов выбора профессии Е.А. Климова;
3. Методика диагностики эмоционально-волевых качеств личности М.В. Чумакова;
4. Тест Шварцландера на определение уровня притязаний.

Методы математической обработки применены корректно. Получены следующие выводы:
1. Нами был проведен достаточно полный теоретический анализ психологических особенностей старшеклассников; рассмотрен вопрос формирования профессиональных интересов, а также мотивы выбора профессии.
2. Мы выявили различия в выраженности мотивов старшеклассников, определившихся и не определившихся с выбором профессии.
3. Определили связь между эмоционально-волевыми качествами личности и наличием сформированных профессиональных интересов.