Выраженность структурных характеристик эмоционального интеллекта у девушек и юношей
Аннотация
Насущность исследуемой нами темы обуславливается эмоциональным интеллектом, который является предметом социально-психологического исследования, относительно новый, малоизученный феномен. Имеются на сегодня самые разные подходы к пониманию структуры и сути ЭИ (эмоционального интеллекта). Однако до сегодняшнего дня едино-принятая теория ЭИ не разработана. Важность изучения эмоционального интеллекта, тем не менее, диктуется практикой , которая заключается в определении ряда факторов, которые влияют на эффективность социально-психологической адаптации личности.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИН» Д.В. Люсина, методика М. Холла (Е. П. Ильин), качественный и количественный анализ полученных в результате исследования данных.
На основе теоретического анализа источников по проблеме эмоционального интеллекта были сделаны следующие выводы относительно данной способности:
- совокупность социальных, личных и эмоциональных способностей, которые оказывают влияние на общие способности эффективно справляться с давлением и требованиями окружающей среды;
- способность контролировать эмоции;
- способности понимать личностные отношения, которые репрезентируются в эмоциях, а также управлять эмоциональной сферой на основании интеллектуального синтеза и анализа;
- способности действовать с внутренней средой своих деланий и чувств.
Эмпирическая часть нашего исследования дала возможность нам сделать следующие выводы:
в группе испытуемых на сегодня наблюдается у большей половины людей довольно низкий уровень эмоционального интеллекта. Качественная характеристика полученных данных говорит о том, что женщины испытуемой группы намного эмоциональнее, чем мужчины.
Мужчины, как это принято в обществе, намного чаще отдают отчет своим действиям, лучше сдерживают свои эмоции. Более высокий уровень у девушек отмечается по межличностным показателям ЭИ (социальной ответственности, межличностным отношениям, эмоциональности), у юношей же преобладают в основном внутриличностные показатели (способность отстаивать свои права, самоутверждение), адаптируемость (решение проблем, определение правдоподобности), способности к управлению стрессом (контроль импульсивности, стрессоустойчивость).
Цель нашего исследования, таким образом, может считать достигнутой, все задачи решены, а гипотеза в полной мере подтверждена.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИН» Д.В. Люсина, методика М. Холла (Е. П. Ильин), качественный и количественный анализ полученных в результате исследования данных.
На основе теоретического анализа источников по проблеме эмоционального интеллекта были сделаны следующие выводы относительно данной способности:
- совокупность социальных, личных и эмоциональных способностей, которые оказывают влияние на общие способности эффективно справляться с давлением и требованиями окружающей среды;
- способность контролировать эмоции;
- способности понимать личностные отношения, которые репрезентируются в эмоциях, а также управлять эмоциональной сферой на основании интеллектуального синтеза и анализа;
- способности действовать с внутренней средой своих деланий и чувств.
Эмпирическая часть нашего исследования дала возможность нам сделать следующие выводы:
в группе испытуемых на сегодня наблюдается у большей половины людей довольно низкий уровень эмоционального интеллекта. Качественная характеристика полученных данных говорит о том, что женщины испытуемой группы намного эмоциональнее, чем мужчины.
Мужчины, как это принято в обществе, намного чаще отдают отчет своим действиям, лучше сдерживают свои эмоции. Более высокий уровень у девушек отмечается по межличностным показателям ЭИ (социальной ответственности, межличностным отношениям, эмоциональности), у юношей же преобладают в основном внутриличностные показатели (способность отстаивать свои права, самоутверждение), адаптируемость (решение проблем, определение правдоподобности), способности к управлению стрессом (контроль импульсивности, стрессоустойчивость).
Цель нашего исследования, таким образом, может считать достигнутой, все задачи решены, а гипотеза в полной мере подтверждена.