Взаимосвязь уровня социальной адаптивности и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте

Зверева Марина Игоревна

Аннотация


Данная работа посвящена теме:
«Взаимосвязь уровня социальной адаптивности и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте».
Актуальность данной работы обусловлена тем, что, сложность приспособления старшеклассников к условиям окружающей среды требует тщательного учета всех факторов, способствующих их эффективной социальной адаптации. Данный возраст имеет решающее значение для процесса социализации, в этот период создается нравственная основа, позволяющая человеку самому управлять своим поведением и развитием. От уровня эмоционального интеллекта зависит социальный статус подростка в обществе, уровень его эмоционального комфорта во взаимодействии с миром и другими людьми.
В теоретической части представлен обзор:
1. социально - психологической адаптивности в современных гуманитарных исследованиях;
2. психологической характеристики старшего подросткового и юношеского возраста;
3. особенности проявления жизнестойкости и эмоционального интеллекта в старшем подростковом и юношеском возрасте;
4. проблемы формирования социально-психологической адаптивности в контексте личностных особенностей жизнестойкости и эмоционального интеллекта старшеклассников.
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда;
2. Тест жизнестойкости.Методика С.Мадди, адаптация Д.А.Леонтьева;
3. Тест Гилфорда на социальный интеллект.
Методы математической обработки применены корректно. Получены следующие выводы: рассмотрев все выявленные взаимосвязи в обеих группах старшеклассников, можно отметить их специфику. В частности, в группе учащихся 10-х классов такая характеристика эмоционального интеллекта как способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, обнаруживает обратную связь с внутренним контролем учащимися своих эмоциональных проявлений, поведения. При этом, склонность к эскапизму снижает способность старшеклассников руководить ходом своей жизни. В группе учащихся 11-х классов вовлеченность в свою жизнь, в отношения, в познание мира, повышает уровень социальной адаптивности и такой характеристики эмоционального интеллекта как способность предвидеть последствия поведения других людей в различных ситуациях. И тем в меньшей мере им свойственна лживость, социальная желательность.