Предупреждение и коррекция проявлений невротизации у детей дошкольного возраста методом песочной терапии
Аннотация
Данная работа посвящена теме: «Предупреждение и коррекция проявлений невротизации у детей дошкольного возраста методом песочной терапии». Ее актуальность заключается в том, что дошкольный возраст является сензитивным этапом эмоционального развития детей. Однако в настоящее время существует множество факторов риска, которые приводят к возникновению невротизации. Решением данной проблемы является разработка эффективных коррекционно-терапевтических программ.
В теоретической части представлен обзор понятий «тревожность», «невротизация», «невроз».
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий:
• Опросник для диагностики детского эмоционального неблагополучия;
• Тест тревожности (Тэмпл, Дорке, Амен)
• «Страхи в домиках» (Захаров)
• Цветовой тест отношений Эдкинда
Был применен двухфакторный дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями. В ходе проведения исследования получены следующие результаты. Коррекционная программа на основе песочной терапии не оказала ожидаемого влияния на детскую невротизацию. Но незначительное влияние в положительную сторону было выявлено, дети научились снимать острую стрессовую ситуацию с помощью дыхательных упражнений, у многих понизился уровень тревожности.
Гипотеза исследования не подтвердилась. Было сделано предположение, что песочная терапия, по результатам данных проведенного исследования, оказывает несущественное влияние на показатели тревожности и эмоционального неблагополучия у дошкольников. Вероятно, полученные результаты могут быть связаны с недостаточной продолжительностью коррекционной программы, т.к. невротизация детей предполагает глубокие изменения в личности, что требует больших усилий и временных ресурсов при организации психологического сопровождения.
Однако, можно сделать предположение, что данная методика может оказать влияние на развитие эмоциональной, моторной и сенсорной сферы ребенка для выявления, которого необходимо проведение дальнейших исследований.
В теоретической части представлен обзор понятий «тревожность», «невротизация», «невроз».
В эмпирической части использован следующий психодиагностический инструментарий:
• Опросник для диагностики детского эмоционального неблагополучия;
• Тест тревожности (Тэмпл, Дорке, Амен)
• «Страхи в домиках» (Захаров)
• Цветовой тест отношений Эдкинда
Был применен двухфакторный дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями. В ходе проведения исследования получены следующие результаты. Коррекционная программа на основе песочной терапии не оказала ожидаемого влияния на детскую невротизацию. Но незначительное влияние в положительную сторону было выявлено, дети научились снимать острую стрессовую ситуацию с помощью дыхательных упражнений, у многих понизился уровень тревожности.
Гипотеза исследования не подтвердилась. Было сделано предположение, что песочная терапия, по результатам данных проведенного исследования, оказывает несущественное влияние на показатели тревожности и эмоционального неблагополучия у дошкольников. Вероятно, полученные результаты могут быть связаны с недостаточной продолжительностью коррекционной программы, т.к. невротизация детей предполагает глубокие изменения в личности, что требует больших усилий и временных ресурсов при организации психологического сопровождения.
Однако, можно сделать предположение, что данная методика может оказать влияние на развитие эмоциональной, моторной и сенсорной сферы ребенка для выявления, которого необходимо проведение дальнейших исследований.